Энциклопедия мобильной связи

Роль информации и права в информационном обществе. информационные революции

Введение

Социальные условия жизни людей во многом определятся совершенством информационных технологий. Информационные технологии и средства информации становятся частью культуры общества, определяют стиль и образ жизни человека. При хорошо отлаженной информационной системе должны укрепляться политические институты общества, возникать общественное доверие, творческая атмосфера, интеллектуальный контакт между людьми, в связи, с чем возрастет устойчивость общества, государства. Уровень информатизации становится важнейшим признаком мощи государства. Человечество давно живет в условиях научно-технической революции и информационного взрыва, очередная волна которого, связанная с внедрением информационных технологий во все сферы жизни, становится доминирующим и определяющим фактором в экономическом развитии. Многие развитые страны вступили в фазу перехода к информационному обществу, главными признаками которого являются: наличие единой информационной магистрали, доступность к ней каждого члена общества и соответствующее ускорение, и улучшение качества информационного и экономического обмена, обучение в течение всей жизни, осуществление непрерывной демократии посредством современных информационных технологий. Тема данного реферата является достаточно актуальной, так как в начале 21 века идет бурная глобализация общества и переход к постиндустриальному уровню развития. Задачей данного реферата является исследование информационного общества, выявление основных процессов развития информационного общества и его сторон. Целью исследования является анализ развития информационного или постиндустриального общества. В первой главе рассмотрено понятие, определение, сущность инновационного или постиндустриального общества, его роль и последовательность развития. Во второй главе рассмотрено развитие данного общества в России, выделение его основных черт и особенностей.

1.Понятие, сущность информационного общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями. Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим). Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации. Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания. Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходи¬мости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в. В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. Научные знания становятся фактором экономического развития, а информационные технологии и интеллектуальный потенциал кадров – фактором производства В создании научных знаний, их промышленном освоении и продвижении на рынок участвует все более значительная часть общества Глобализация экономического и социально-политического развития человечества Информационно-коммуникационные технологии превращаются в фактор качества жизни человека и общества, обороноспособности и безопасности государства В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие: наличие компьютеров уровень развития компьютерных сетей доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности. Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества. В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку инфор¬мации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта. Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий: создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных; появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей; выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации. Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Одной из основных черт информационного общества является интегрирование всех средств информатизации в глобальные информационные системы. В сети “Интернет” распространяется информация социально вредного характера, материалы фашистского толка, религиозных сект, что вызывает опасность развития в обществе безнравственных тенденций, идей насилия и нетерпимости. Общеизвестна практика распространения в “Интернете” порнографической информации. Со всей очевидностью в обществе возникла настоятельная потребность немедленного решения проблем защиты не только от несанкционированного доступа к информации, но и от вредной для него информации. Видов несанкционированного доступа к информационным системам и субъектам информационных отношений множество. Условно их можно разделить на две группы - группу пассивного доступа и группу активного доступа. Пассивный доступ к любым информационным каналам и объектам реализует только съем информации с помощью технических средств с последующим ее использовании для определенных целей. В современных условиях этот вид несанкционированного доступа приобрел невероятный размах. Не испытывая затруднений можно приобрести специальную аппаратуру и, например, тотально прослушивать в городе всю пейджинговую или сотовую телефонную связь. Осуществляя подключение к каналам связи можно черпать информацию личного характера, информацию финансового и экономического характера, выведывать промышленную тайну, отслеживать перемещение объектов наблюдения с целью осуществления террористических актов, планирования краж и многое другое. Все эти действия грубо попирают права человека, права общества, разрушают социальные отношения. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества. Один из этапов перехода к информационному обществу - ком¬пьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление. Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий. Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества. Государством принимаются меры по жесткому ограничению продажи техники, позволяющей осуществлять пассивный несанкционированный доступ. Однако эта мера далеко не решает проблему. Необходимо развивать технические и криптографические методы защиты информации. Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор д.1я информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения - обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

2. Особенности информационного общества в отдельно взятых странах

В данной главе хотелось бы сначала остановиться на двух крупномасштабных информационных экспериментах – проекте Чилийского кибернетического государства и глобальных информационных проектах Центра управления полетами, а после этого в заключительной части коротко рассказать об основных чертах информационного государства 11 сентября 1973 года обычно воспринимается как конец социалистического эксперимента в Чили. На мой взгляд, в этот день трагически закончился не столько социалистический эксперимент, сколько был положен конец преобразованиям общества на кибернетических основах. До этого в течение двух лет английская команда во главе со Стаффордом Биром, автором известных книг «На пути к кибернетическому предприятию», и «Мозг фирмы», совместно с высшим политическим и экономическим руководством Чили провели огромную работу, цель которой – добиться регулирования социально-экономических проблем страны в режиме реального времени. В Чили, где правительство пыталось реализовать несколько крупномасштабных проектов. Первый из них, проект Киберсин, то есть кибернетический синергизм, предполагал введение новой системы информации и регулирования в промышленности. Она включала сеть Кибернет, действующую на основе реквизированной телексной сети и радиосвязи, работающей в сантиметровом диапазоне, которая в течение четырех месяцев охватила 70% национализированных предприятий. Эта сеть позволяла каждому предприятию, входящему в национальную социально-экономическую систему, связываться в любое время с любым абонентом через компьютерную систему, находящуюся в столице страны – Сантьяго. Социально-экономической целью Кибернета было предоставление вычислительных мощностей рабочим комитетам предприятий. Эти мощности использовались для обработки и пересылки экономических индексов, для создания системы распределения продовольствия в условиях кризиса, для учета настроений в коллективах. Система сыграла большую роль в преодолении последствий забастовок водителей грузовиков, которые осуществляли основные грузовые перевозки в стране. К инструментальным средствам Киберсина относится также комплект кибернетических программ Киберстрайд для обработки информационных потоков и прогнозирования. В Национальном вычислительном центре Чили (ЕСОМ) собиралось в то время и обрабатывалось примерно 10 тысяч экономических индексов в сутки. Кроме того, шла работа по исследовательской программе ЧЭКО (Чилийская экономика), где создавалась многоотраслевая модель экономики на макроуровне, необходимой, прежде всего, для выхода государства из так называемой «западни». Западня для экономики Чили заключалась в том, что деньги, поступающие из-за рубежа, попадали в сервисный сектор экономики, который поддерживал высокое потребление элитарными группами населения, к которым эти деньги в итоге возвращались. В ходе выполнения ЧЭКО были созданы модели новой экономики, предусматривающие земельную реформу и национализацию медных рудников, а также программу диверсификации импорта, которую затем Пиночет приписал себе. В рамках этих проектов была создана так называемая ситуационная комната – принципиально новая обстановка для принятия экономических и социальных государственных решений, подготовлен Всенародный проект, который включал парламентскую реформу, широкую доступность СМИ, прямую трансляцию заседаний правительства. Важным результатом этого эксперимента в Чили должно было стать подтверждение на практике тезиса о том, что обработка информации с помощью компьютера в недалеком будущем станет исключительно дешевой, а масса людей сможет избежать скучной и монотонной работы. Известно, что в 1983 году тогдашнему руководителю Советского Союза – Генеральному секретарю ЦК КПСС Ю. В. Андропову была представлена аналитическая записка, авторами которой были специалисты ПГУ КГБ СССР и руководители одного из крупнейших оборонных министерств. В этой записке руководству страны предлагалось пригласить для работы в СССР группу Стаффорда Бира. Дело в том, что серьезные аналитики уже тогда прогнозировали высокую вероятность попадания СССР в государственную «западню», аналогичную чилийской. Предложение было отвергнуто верхушкой аппарата КПСС. Второй эксперимент касается возможностей российского космического Центра управления полетами (ЦУПа). Сейчас – это уникальная система непрерывного управления многими распределенными объектами в реальном времени. ЦУП является не только держателем огромных архивов разнородной информации, но и разработчиком и пользователем различных ситуационных комнат, поставщиком методики распределенной работы больших коллективов в открытых и закрытых режимах. ЦУП – это точка пересечения проблем «человек – земля – космос». ЦУП по праву считается узлом общественных межрегиональных и международных связей. Это и мощный технологический информационный центр взаимодействия со СМИ, и мощный канал на Телевизионный технический центр в Останкино, и источник информации для руководства космической отрасли России и других ведомств. Кроме того, ЦУП – создатель имиджа проектов, отдельных людей и групп, связанных с космосом. Это – некий прототип флагмана информационной индустрии, центр распространения информационного уклада. Сейчас Центр управления полетами работает по проекту Глобальная информационная система «Русь» с горизонтом планирования в 50 лет. Проект ГЛОНИС «Русь» рассматривается ООН как один из основных факторов стабильного развития мирового сообщества на ближайшие 50 лет. ЦУП активно решает проблемы сверхнадежного и сверхбольшого архивирования информации. Текущий проект – это сорокатерабайтный информационный бункер с горизонтом планирования в 200 лет. То есть точка роста явным образом присутствует. Если говорить об основных чертах и принципах построения информационного государства. Одна из основных целей такого общества – достижение информационной независимости России, производство в достаточном количестве программно-технических средств и разнообразных информационных услуг, создание мощной информационной индустрии, достижение баланса в информационном экспорте и импорте, обеспечение информационной безопасности. К сожалению, весь этот комплекс задач сейчас почему-то пытаются свести к чисто информационной безопасности. Основные черты информационного общества определяют, два базовых показателя. Первый on-line-блок – это право каждого получать информацию о деятельности властей в реальном времени. Необходимо, чтобы все официальные документы власти, вся статистическая отчетность немедленно поступали в информационную сеть. Доступ к ней нужно закрепить законодательно, также как и ответственность чиновников, чтобы власть, которая обладает и властными возможностями, и огромными финансовыми ресурсами, не могла стать опасной для общества. Использование технологий информационного общества дает гражданам возможность взаимодействовать с властью в реальном времени, а самой власти – также в реальном времени получать информацию о происходящих событиях, организовать сверхбольшие базы данных и работать с ними как с единым информационным массивом. Второй базовый показатель – это бессрочность, право на личное информационное бессмертие. Теперь каждый человек может оцифровать принадлежащие ему архивы, документы и потенциально неограниченное время их хранить. А вот хранение документов и информации о деятельности власти должно быть бессрочным. Один из важных моментов бессрочности – это хранение знаний, создание персонального информационного ядра, которое будет существовать при любом социально-политическом и экономическом строе. Нужно сделать такое информационное ядро, которое нельзя разрушить. Такая работа сейчас идет. И в заключение рассмотрим, кто будет строить информационное общество. Его движущей силой станут программно-техническая интеллигенция, специалисты, квалифицированные пользователи. Ведь программист, как правило, представляет собой особый социально-экономический тип, который характеризуется высокой дисциплиной, ответственностью, целеустремленностью, упорством, а также, по выражению Дэйкстры, «программистской смиренностью и скромностью, тягой к новому, неприятием потребительского отношения к жизни, специальными навыками работы и руководства». Это подлинный герой нашего времени. Как сказал Чарльз Бахман: «Программист – это навигатор, архитектор, связист, создатель моделей, эксперт и руководитель». Какие существуют предпосылки создания информационного общества в России? Начнем, пожалуй, с этакой «неалгоритмичности» русской души. Наш человек живет не совсем по правилам, может быть, это и является тем фактором, который привел к тому, что у нас в России так плохо с информатикой. А если серьезно, то она просто отсутствует как полноправная отрасль народного хозяйства. Но, с другой стороны, у нас есть развитой научно-космический уклад, который долго был одним из главных положений российской идеологии. Активное освоение космоса, вероятно, объясняется особенностями национальной психологии, для которой характерен принцип расширения жизненного пространства. Информатика является балансом между идеальным и материальным, Западом и Востоком, властью и народом, то есть является оптимальным укладом для России. Развитая космическая промышленность, энтузиазм специалистов программно-технических организаций, неприятие монетаризма подавляющим большинством населения и политическая воля Правительства Москвы позволят создать подлинно народное высокоорганизованное информационное общество.

Заключение

Итак, подведем итог проделанной работы. Следует выделить основное условие появление информационного или постиндустриального общества. В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходи¬мости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Со всей очевидностью в обществе возникла настоятельная потребность немедленного решения проблем защиты не только от несанкционированного доступа к информации, но и от вредной для него информации. В современных условиях этот вид несанкционированного доступа приобрел невероятный размах. Не испытывая затруднений можно приобрести специальную аппаратуру и, например, тотально прослушивать в городе всю пейджинговую или сотовую телефонную связь. Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий. Государством принимаются меры по жесткому ограничению продажи техники, позволяющей осуществлять пассивный несанкционированный доступ. Однако эта мера далеко не решает проблему. Необходимо развивать технические и криптографические методы защиты информации. Таким образом, с появлением и развитием нового, информационного общества связано со многими проблемами, но при этом имеет много положительных сторон, способствует развитию глобализации и прогресса. Постиндустриальное общество является важным этапом развития человечества, способствует его объединению и ускорению научного прогресса.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести: 1.1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами. Уже сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса "информация". 1.2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл/год. 1.3. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. 1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. 1.5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу. 1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д. 1.7. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ИО – общестов, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Признаки: 1) осознание обществом приоритетности И. перед другим продуктом деятельности человека; 2) первоосновой всех направлений деятельности человека (экон., производ., полит., образоват., научной и т.д.) является И.; 3) И. является продуктом деятельности современного человека; 4) И. в чистом виде является предметом купли-продажи; 5) равные возможности в доступе к И. всех слоев населения; 6) безопасность ИО, И.; 7) защита интеллектуальной собственности; 8) взаимодействие всех структур гос-ва между собой на основе ИКТ; 9) управление ИО со стороны гос-ва, общественных организаций. 28.05.1999 Концепция формирования ИО в РФ к характерным чертам и признакам ИО относит: 1) формирование единого информационно-коммуникационного пространства РФ как части мирового информационного пространства, полноправное участие РФ в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; 2) становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; 3) создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; 4) возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; 5) повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; 6) создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

1.Информационное общество

1.1Информация - стр.2

1.2Информационные революции - стр.3

1.3Понятие информационного общества - стр.5

1.4Особенности и характеристика - стр.7

2.Пример информационного общества – Интернет – стр.8

3.Формирование информационного общества (США и Европа) - стр.9

4.Список литературы - стр.12

1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

    1 Информация.

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.

Информация – это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Информация – это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Можно выделить три подхода к определению понятия « Информация»: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный. Антропоцентрический подход состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания (например, такой подход применяется в российском законодательстве). Техноцентрический подход заключается в том, что информацию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены). Недетерминированный подход состоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фундаментальным.

Информатика как дисциплина определяет методологические принципы информационного моделирования окружающей действительности и манипулирования такими моделями с помощью средств вычислительной техники. Она занимается исследованием информации, ее свойств, критериев и структур в естественных и искусственных информационных коммуникациях, предусматривает изучение принципов, моделей, алгоритмов хранения, преобразования, анализа и синтеза информации, а также их программную и априорную реализацию.

1.2.Информационные революции.

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций , связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана и с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина шестнадцатого века) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец девятнадцатого века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции – повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина двадцатого века) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результата революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

1. 3.Понятие информационного общества.

Все это трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества . Это общество все еще не понятно для многих. Социальная система и право как один из регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей «наступления» на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет- «строительного материала» информационного общества.

Возникновение термина «информационное общество» связывают с программой США по созданию Национальной сети для исследования и образования в 1991 г NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure).

Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработало ряд проектов по созданию Европейского информационного общества IS (Information Society). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества ISPO (Information Society Project Office). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center), задача которого – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран.

В июле 2000 г. в Окинаве страны «Восьмерки» приняли документ «Хартия глобального информационного общества», в котором приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые должны применять страны при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. В «Хартии глобального информационного общества» выделяют четыре раздела:

использование возможностей цифровых технологий;

преодоление электронно - цифрового разрыва;

содействие всеобщему участию;

дальнейшее развитие.

Что же такое информационное общество ? В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество- разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

1. 4.Осбенности и характеристика

Информационное общество- общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т. п.);

Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, чаты по интересам в Интернет);

Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

Отсутствие географических и геополитических границ государств – участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

2.Пример информационного общества - Интернет.

Типичный пример информационной структуры такого информационного общества Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернете насчитывалось более 1 млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

    Формирование информационного общества (на примере США и Европы)

США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями.

США были своего рода пионером в формировании основ практического становления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. В 1993 г. Правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Forse).

В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам – здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т. п. С учетом глобального характера происходящих под взаимодействием информационных и телекоммуникационных технологий инициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную.

В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него.

Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе, культурное измерение и будущее СМИ, устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, то ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества.

Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как дань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.

Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.

Информационное ” является одним из ключевых моментов...

  • Современная социально-экономическая система в теории информационного общества как общества социальных сетей

    Курсовая работа >> Социология

    ... понятиями «информационное общество» (information society), и «информациональное общество» (informational society) и «информационная экономика» и «информациональная экономика» соответственно. Термин «информационное общество» ...

  • Понятие " информационного общества " - правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания ", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации - это цивилизационная формация.

    Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма - знание, а основной функцией - экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

    Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности.

    В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:

    • * культ знаний;
    • * информационная экономика;
    • * информационная культура;
    • * информационный рынок труда;
    • * информационная инфраструктура;
    • * информатизация социальных технологий;
    • * информационное законодательство.

    Возможно, перечисленные необходимые признаки, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым "информационным ценностям", безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.

    Культ знаний - не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний - это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.

    Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) - микро, нано электронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.

    Информационная культура - часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).

    Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нано технические системы и устройства; наука и образование и т.п.).

    Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.

    Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

    Все признаки информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны "работать" все вместе. Вычленение хотя бы одного признака как неработающего приводит к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, например, известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. В таких государствах нет информационного общества, как нет его и в тех странах, которые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные общества нежизнеспособны. Приоритетным для человечества является глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном противоречий и взаимного непонимания?! Без компромиссов не обойтись!

    Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия. Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезные проблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать.

    Данная проблема не интересна для ИТ-бизнеса по понятным причинам, но для информационного общества она не безразлична. Решать ее придется в рамках междисциплинарных исследований, находящихся на стыке естественных, гуманитарных и технических научных дисциплин.

    Не следует пренебрегать и проблемой подконтрольности, которую человек взвалил на себя вместе с переходом от информационной и коммуникативной техники коллективного пользования к персональным компьютерам и персональным (мобильным) телефонам. Теперь каждый "юзер", каждый телефонный абонент не может чувствовать себя в безопасности, находясь в сетевом информационно-коммуникационном пространстве, ибо каждый шаг в нем кем-то и где-то может фиксироваться в рамках и вне рамок закона. Это создает дополнительную психологическую нагрузку "несвободы" для людей в информационном обществе, которое по замыслу его устроителей должно было бы освободить человека.

    Информационное общество – это состояние развития общества, которое характеризуется высокоразвитой информационной инфраструктурой, информационной культурой и массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам, рынком информационных продуктов и приоритетным развитием информационного сектора экономики.

    Признаки информационного общества :

      Состояние развития общества (новое состояние) . Это не просто этап развития общества. Состояние – это совокупность параметров, которые характеризуют данное общество.

    Параметры: новая высокоразвитая инфраструктура (высокопроизводительные компьютеры, высокие информационные технологии)

      Высокоразвитая информационная структура .

      Высокоразвитая информационная культура . Знания используются во благо всеми пользователями информационной среды:

      возможность овладения знанием

      обязанность каждого пользователя информационной среды не злоупотреблять своими знаниями и правами, т.е. запрет на злоупотребление.

      Массовая информатизация - информатизация во всех сферах человеческой деятельности.

      Широкий доступ населения к информации

      Информационный рынок , т.е. рынок информационных продуктов – свободный оборот информационных товаров и услуг, производство и реализация которых зависит от общественных потребностей.

    Вопрос 24 проблемы развития информационного общества

      Цифровое неравенство – это экономическое и технологическое неравенство стран в собственном развитии и в уровне информатизации как внутри государства, так и во вне. Неспособность включиться отдельных государств в процесс глобальной информатизации, неравенство между государствами, неравенство внутри государства

      Углубление информационного противоборства (конфликтности)

      Проблема защиты частной жизни в информационной сфере – особенности частной жизни человека. Интернет – способ проникновения в частную жизнь. По Конституции РФ ст. 23 – частная жизнь неприкосновенна.

      Защита авторского права в информационной среде – с возможностями техническими и технологическими доступ становится более реальным, более открытым. Без согласия автора – копировать и использовать. 2 Конвенции по авторскому праву, принятые в 19 веке, были актуальны в индустриальном обществе.

    Вопрос 25 Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России

    Главной целью Стратегии является повышение качества жизни граждан. Впервые в практике государствоведения в официальном документе, в котором определяются базовые параметры государственной политики, заявлена именно такая, самая важная для общества и человека цель.

    Другими целями Стратегии являются: обеспечение конкурентоспособности России, развитие всех основных сфер жизни общества (экономической, социально-политической, культурной и духовной), совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

    К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

    Формирование современной информационной и теле-коммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

    Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

    Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

    Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

    Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

    Развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

    Сохранение культуры, укрепление нравственных принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

    Противодействие угрозам национальным интересам России, использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий.

    Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих основных началах (принципах):

    Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

    Свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

    Поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

    Содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

    Обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!