Энциклопедия мобильной связи

Строка readln считывает переменную. Операторы read и readln

Автор Александр задал вопрос в разделе Другие языки и технологии

Зачем в Паскале есть read и readln, если read тоже переводит строку, хотя по идее не должен? и получил лучший ответ

Ответ от Skipy _[гуру]
readln - забирает значение из буфера ввода в параметр очищает полностью буфер ввода с клавиатуры
а read - забирает значение из буфера ввода в параметр и не очищает в буфер, а оставляет значение!! !
перевод строки при вводе автоматический - везде
т. е. readln - безопасный ввод
read- небезопасный ввод
пример:
var
a,b: integer;
begin
read(a); {пользователь ввёл: 4, 5 a = 4}
{в буффере ввода число 5 !!}
read(b); {здесь он ввёл число: 6, но b = 5)
{в буффере ввода так и осталось число 6!!}
---
readln(a);{пользователь ввёл: 4, 5; a = 4}
{буффер ввода чист!!}
readln(a);{пользователь ввёл число 6 и b = 6}
{буффер ввода чист!!}
readln(b);
end.
Наоборот, там нет автоматического определения типа вводимого значения, все определяется условными обозначениями в спецификаторе формата.

Ответ от Ёали-Мали [гуру]
Можно объяснить проще, без особых заморочек:
При выполнении процедуры read значение следующего данного читается из этой же строки, а при выполнении процедуры readln значение следующего данного читается с новой строки.
Поэтому оператор Readln (b1,b2,...bn); обеспечивает ввод данных в СТОЛБИК.
После ввода каждой переменной b1, b2, ..bn курсор переходит к началу новой строки.
Оператор Read(b1,b2,...bn); обеспечивает ввод данных в СТРОКУ


Ответ от ВТ-107 ФИТ [гуру]
Тут что-то Дмитрий разошелся, да не верно. И про полностью очищенный и не очищенный буфер и про безопасность. Сали тоже не верно ответил. Никаких там столбцов и строчек, совсем другие правила.
Во первых эти процедуры работают не только с вводом с консоли, поэтому нужны две функции.
procedure Read(F, V1 [, V2,...Vn ]);
читает все V1..Vn из потока (ровно n параметров) , все прочитанные данные будут удалены. Все что будет после эти данных, останется без изменений.
При чтении строки будет прочитано все до символа новой строки или конца файла. Последующие вызовы read буду возвращать пустую строку. И из потока символ новой строки не будет удален.
Если читать char, то в зависимости от установок может быть прочитан символ новой строки как char(26)
При чтении чисел пропускаются все пробелы, табы, переходы строк. И следующее чтение начнется с символа идущего после прочитанного числа. Опять же ненужные символы могут быть пропущены.
procedure ReadLn([ var F: Text; ] V1 [, V2, ..Vn ]);
читает из потока V1, Vn(т. е работает как read) а потом пропускает все символы до новой строки включительно. Все символы после перехода строки останутся без изменений.
Переход на новую строку осуществляется, потому что вы Enter в консоли нажимаете.
Про безопасность за уши притянуто. Это функции с разным назначениями. Любое неправильное их использование не безопасно, любое правильно соответственно безопасно.

Read и ReadLn выполняют чтение информации из устройства стандартного ввода. В консольных приложениях этим устройством может быть, например, клавиатура (точнее - введённые с клавиатуры данные), в графических приложениях - файл на диске.

То есть эти процедуры являются “антиподами” - выполняют противоположные им действия.

Процедуры Read и ReadLn выполняют схожие действия. Основное отличие между ними следующее: процедура ReadLn после завершения ввода выполняет перевод строки (а в случае с файлами читает файл строка за строкой). А процедура Read читает данные подряд - без перевода строки.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В Турбо Паскале я не помню такого (может просто забыл), но в ввод с клавиатуры можно выполнять только процедурой ReadLn, а процедура Read почему-то не работает.

Синтаксис для вывода на консоль:

procedure Read(Args: Arguments);

Синтаксис для вывода в файл:

procedure Read(var F: Text; Args: Arguments);

Аргументами (Arguments ) могут быть разных . Если используется несколько переменных, то они перечисляются через запятую. Например:

Var x, y: integer; z: real; str: string; begin WriteLn("Введите три целых числа через пробел:"); ReadLn(x, y, z); WriteLn("Вы ввели: ", x, ", ", y, ", ", z:0:2); ReadLn(str); WriteLn(str + str); ReadLn; end.

Как уже было сказано, при вводе с консоли эти переменные могут быть разных типов. Но, в отличие от процедур Write/WriteLn использовать не допускается (и это логично))).

ВАЖНО!
При вводе данных следует учитывать, что в случае, если введённое пользователем значение имеет тип, отличный от типа переменной, в которую вводится это значение, то возникнет ошибка времени выполнения. Если, например, в указанном выше примере пользователь в качестве первого числа введёт вещественное значение (такое как 3.14), то программа завершится аварийно, так как переменная х имеет целый тип.

При чтении из файла можно работать как с типизированными , так и с текстовыми файлами.

Если F (см. синтаксис) - это типизированный файл, то переменные, передаваемые как параметры (Args) должны иметь такой же тип, какой указан для файла F . Нетипизированные файлы использовать не допускается. Если параметр F не указан, то предполагается, что чтение выполняется из стандартного устройства ввода.

Если файл F имеет тип Text , то переменные должны иметь тип , или .

Если при чтении файла нет данных, доступных для чтения, то в переменную F возвращается пустое значение (0 - для , пустая строка - для строковых).

В случае использования процедуры ReadLn, то есть при построковом чтении данных, конец строки обозначается определённой последовательностью символов (какими именно - зависит от операционной системы, для DOS/Windows это два символа - #10 и #13).

Маркер конца строки не является частью прочитанной строки и игнорируется.

Если во время выполнения процедуры Read/ReadLn происходит ошибка, то генерируется ошибка времени выполнения. Такое поведение не всегда приемлемо (например, во время чтения файла). Поэтому в каких-то случаях генерацию ошибок отключают. Сделать это можно с помощью .

ПРИМЕЧАНИЕ:

В разных отладочных и учебных программах процедуру ReadLn часто используют для того, чтобы консольное приложение не закрылось автоматически после выполнения. Для этого в конце программы просто записывают (как в примере выше):

То есть просто имя процедуры без параметров. В этом случае программа будет ожидать нажатия клавиши ENTER. Следовательно, программа не завершится, пока не будет нажата клавиша ENTER, и это позволит увидеть результат работы программы. Разумеется, в операционной системе

Read (процедура)

Для типизированных файлов, считывает компонент файла в переменную.
- Для текстовых файлов, считывает одно или большее количество значений
в одну или большее количество переменных

Объявление

Типизированные файлы

Procedure Read(F , V1 [, V2,...,Vn ]);

Текстовые файлы

Procedure Read([ Var F: Text; ] V1 [, V2,...,Vn ]);

Режим

Windows, Real, Protected

Замечания

Для строковых переменных:

Read считывает все символы до (но не включая) следующего маркера конца строки или пока Eof (F) станет равным True. Read не переходит к следующей строке после чтения. Если полученная в результате строка длиннее, чем максимальная длина строковой переменной, то она усекается. После первого Read, каждые последующие вызовы Read будут видеть маркер конца строки и возвращать строку нулевой длины.

Используйте несколько обращений к ReadLn, чтобы считать несколько строковых значений.

Когда включена опция Extended Syntax , процедура Read может считывать строки с нулевым окончанием в нуль-основанные массивы символов.

Для переменных типа Integer или Real :

Read будет пропускать любые пробелы, метки табуляции или маркеры конца строки, предшествующие числовой строке. Если числовая строка не соответствует ожидаемому формату, происходит ошибка ввода/вывода, иначе переменной присваивается полученное значение. Следующий Read начнется с пробела, знака табуляции или маркера конца строки, которые завершали числовую строку.

См. также

Пример

uses Crt, Dos;

var
F : Text;
Ch : Char ;

begin
{ Получаем имя файла из командной строки }
Assign(F, ParamStr (1 ));
Reset (F);
while not EOF (F) do
begin
Read (F, Ch);
Write (Ch); { Выводим содержимое файла на экран }
end ;
end .

Процедура Readln используется не только для задержки экрана. Ее основная задача - ввод данных с клавиатуры. В этой статье мы научимся вводить числа с клавиатуры, и потом выводить их на экран. Для этого нам будет необходимо познакомиться с разделом для описания переменных Var, а также с одним из типов данных, используемых в Pascal.

Program number3; uses crt; var n:integer; begin clrscr; write (‘Введите число с клавиатуры:’); readln (n); writeln (‘Вы ввели число ’,n); readln end.

В строке №3 мы записываем служебное слово Var. Оно используется для объявления переменных. Переменные – это различные значения, числа или слова, которые могут меняться в процессе выполнения программы. Когда мы вводим с клавиатуры числа или буквы, они записываются в переменые. После слова Var через пробел указываем идентификатор переменной (т.е ее название, которое мы придумываем сами). Переменные – это не служебные слова, программист задает их сам. В данном случае мы задали одну переменную «n» и в дальнейшем мы будем использовать только эту переменную. После записи переменной через двоеточие указывается тип данных. Существует несколько типов данных Один из них - Integer (целый). Он дает понять программе, что наша переменная «n» может быть только целым числом, лежащим в диапазоне от -32768 до 32767. Использование различных типов данных зависит от конкретных потребностей программиста при написании программы. Самое главное на данном этапе понять, что если в своей программе вы собираетесь использовать какое-то число, то для него нужно указать переменную (в нашем случае «n») и тип данных (в нашем случае Integer).

В строке №7 мы записываем оператор для ввода данных с клавиатуры Readln. Этот оператор вызывает встроенную процедуру ввода данных и на этом этапе программа останавливается и начинает ждать ввода данных. Мы уже использовали этот оператор для задержки экрана. В данной программе после оператора Readln в круглых скобках указывается наша переменная «n». То число, которое мы будем вводить с клавиатуры, запишется в эту переменную. Соответственно, это число должно соответствовать параметрам переменной, т.е. должно быть целым, лежащим в диапазоне -32768 до 32767. После того как программа дойдет до 7-ой строки, она выведет на экран сообщение «Введите число с клавиатуры: » и будет ждать. На этом этапе мы должны ввести какое-то число и нажать Enter.

Строка №8. Здесь мы записываем оператор вывода на экран Writeln. Он будет выводить сообщение «Вы ввели число», а также будет выводить значение нашей переменной «n» (т.е. то значение, которое мы введем с клавиатуры). Заметьте, что в строке №8 перед переменной «n» мы ставим запятую, а сама переменная не заключается в апострофы.

Теперь наберем программу в Паскале.

Запускаем (Сtrl+F9). Набираем число, например, 5 и нажимаем Enter.

Тема: Ввод - вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие линейные программы.

Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.

Задача . Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.

Program Proizv2;
Uses
Crt;{Подключаем модуль Crt}
Var
number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}
rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}
: integer;
Begin
ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
Write ("Введите первое число ");
Readln (number1);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
Write ("Введите второе число ");
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number2);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
rezult:= number1 * number2;
{Находим произведение введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
Write ("Произведение чисел ", number1, " и ", number2, " равно ", rezult);
{Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
Readln;{Процедура задержки экрана}
End.

Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие. Ответьте на вопросы:

  • почему программу назвали Proizv2?
  • зачем в раздел Uses поместили модуль Crt?
  • какое назначение переменных number1, number2, rezult?
  • какой тип у этих переменных? что это значит?
  • если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в тетрадь.
  • в каких строчках у пользователя запрашиваются значения переменных?
  • в какой строчке происходит умножение чисел?
  • что делает оператор присваивания в этой программе?

Задание . Измените программу так, чтобы она запрашивала у пользователя еще одну переменную и выводила результат произведения трех чисел.

Операторы Write и WriteLn

Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.

Write (англ. писать) - оператор, который используется для вывода информации на экран. Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line - англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку.

Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)

Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.

Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.

Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.

Операторы Read и ReadLn

Вспомним, что основное назначение ЭВМ - сэкономить человеческий труд. Поэтому необходимо обеспечить возможность, однажды написав программу, многократно ее использовать, вводя каждый раз другие данные. Такая гибкость в языке обеспечивается операторами Read и ReadLn. Этими операторами вводится информация с клавиатуры.

Общий вид:
Read(переменная, переменная...)
ReadLn(переменная, переменная...)

При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.

Например, если вводятся значения 53 и Х, то при выполнении оператора Read(a,b) переменной а будет присвоено число 53, а переменной Х - буква Х. Причем, отметим, чтобы не было аварийной ситуации, нужно правильно определить тип данных в разделе Var; в нашем случае а:integer, а b:char.

Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.

Примечание . Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.

Решим задачу, в которой рассмотрим все возможные употребления этих процедур.

Задача . Найти среднее значение трех чисел.

Примечание . Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.

Наберите текст задачи и внимательно рассмотрите каждую строчку. Имя программы Srednee отражает содержание задачи. Кстати, договоримся о том, чтобы имя программы и имя файла, который содержит эту программу, совпадали. Далее идет подключение модуля Crt. В разделе Var описаны First, Second, Third как переменные целого типа, а Sum - действительного типа. Раздел операторов начинается со стандартной процедуры очистки экрана ClrScr (Clear Screen), которая находится в модуле Crt. Далее оператором Write мы выводим на экран сообщение ‘Введите первое число ‘, получив которое пользователь должен ввести число.

Теперь компьютер должен считать введенные символы и занести их в переменную First, это произойдет при выполнении следующего оператора ReadLn(First). Затем с помощью оператора Write запрашиваем значения еще двух чисел и считываем их в переменные Second и Third. Затем вычисляем их сумму и присваиваем полученное число переменной Sum. Чтобы найти среднее, нужно теперь полученное число разделить на 3 и сохранить результат в какой-либо переменной.

Совсем не обязательно описывать еще одну переменную для сохранения результата. Можно, как в нашей программе, значение переменной Sum разделить на 3 и результат опять присвоить той же переменной Sum. Теперь можно вывести результат вычислений на экран с помощью процедуры Write. И, наконец, последняя процедура ReadLn задержит наш вывод на экране до нажатия на клавишу.

Нажмите клавиши +. Введите значения переменных 5, 7 и 12, на экране увидите следующее:

Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00

Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.

Выберите с учителем задачи для решения из следующего перечня:

  1. Ввести два числа a и b. С помощью оператора присваивания обменять их значения:
    а) с использованием промежуточной переменной (x:=a; a:=b; b:=x);
    b) без использования промежуточной переменной (a:=a-b; b:=a+b; a:=b-a).
  2. Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число, действительное число, произвольный символ и строку, а затем все выводит в одной строчке.
  3. Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, а через две строки - дату своего рождения.
  4. Написать программу для печати звездочками одной из фигур:
    а) елочки (нескольких елочек);
    б) снежинки (нескольких снежинок);
    в) домика.Например,

    *
    * *
    * *
    ***********
    * *
    * *
    * *
    * *
    ***********

  5. Составить свою визитную карточку.


    * Иванов Сергей *
    * Пролетарская 74 кв. 55 *
    * Телефон 45-72-88 *
    *******************************

  6. Составьте диалог пользователя с компьютером на произвольную тему.
    Например, машина задает два вопроса “Как тебя зовут?” и “Сколько тебе лет?”; после введения имени (Антон) и числа (15) выводит на экран “Да... Через 50 лет тебе уже будет 65 лет, а звать тебя будут не Антон, а дед Антон”
  7. Запросить у пользователя два числа и вывести на экран результат суммы, разности, произведения и частного этих чисел полным ответом.
  8. Запросить у пользователя два числа и вывести на экран результат целочисленного деления и остаток от целочисленного деления в виде таблицы. Например, при вводе чисел 5 и 3 на экране должна быть такая таблица:

    **************************
    * X * Y * div * mod *
    **************************
    * 5 * 3 * 1 * 2 *
    **************************

  9. Написать программу, которая запрашивает название животного и число, а затем выводит на экран фразу типа "Белка съест 10 грибов" (при вводе слова "белка" и числа 10).
  10. Организуйте диалог продавца (компьютер) и покупателя (пользователь) при покупке какого-либо товара по следующей схеме: предложение товара по определенной цене, запрашивание количества покупаемого товара, определение и вывод на экран денежной суммы, которую должен заплатить покупатель за покупку.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!