Энциклопедия мобильной связи

Синхронизируем камеры в Adobe Lightroom.

Сегодня поговорим о том, как настроить Lightroom СС. В связи с возникшей необходимостью перестановки системы мне пришлось в очередной раз ставить на компьютер и настраивать программы. Чтобы ничего не забыть, решил сделать небольшую напоминалку для себя и всех интересующихся по настройке Lightroom СС.

Lightroom - это программа от компании Adobe, сочетающая в себе функции RAW-конвертора, каталогизатора и графического редактора.

В принципе, настройка Lightroom CC ничем не отличается от предыдущих версий, только добавилось несколько новых закладок и галочек. Поэтому приведенный ниже порядок настройки может быть применен вами и к более ранним версиям Lightroom.

А перед началом настройки хочу напомнить, что в Lightroom, как и в большинстве современных программ, можно работать при помощи горячих клавиш. Их полный список вы найдете по ссылке .

Настройка Lightroom CC

Каталог Lightroom

В каталоге Lightroom хранится информация о превьюшках (уменьшенных версиях фотографий для предварительного просмотра), примененной к фотографиям обработке, метаданных, ключевых словах и т.п. Но исходные файлы хранятся отдельно от каталога. Программа только считывает их с накопителя, применяет настройки для обработки, которые вы указали и сохраняет эти настройки и превью обрабатываемой фотографии в каталог. А сами исходники остаются нетронутыми. Такая обработка называется недеструктивной. Каталог состоит из двух частей:

Важно! Этот файл и папку нужно беречь как зеницу ока. В особенности файл.lrcat. Если на чистый компьютер перенести этот файл и все исходники, то перед вами предстанут серые карточки вместо фотографий. Но можно запустить процесс создания превьюшек с заданным качеством и все будет, как и раньше. Но в случае утери файла у вас останутся только исходники и превьюшки, а информация о проделанной обработке и каталогизации будет потеряна.

Где хранить каталог Lightroom?

Если вы не делаете частое резервирование каталога или не уверены в стабильности ОС, то можно разместить каталог в отдельном разделе.

Только имейте ввиду, где нельзя или настоятельно не рекомендуется хранить каталог:

    Каталог (БД – база данных) не может располагаться на сетевом накопителе из-за вероятности его повреждения и медленной работы.

    На RAID-массивах. Преимущество RAID – большая скорость последовательного чтения/записи. Но при работе с мелкими файлами будет только хуже.

При запросе создать новый каталог нажимаем “Choose a Different Destination” и выбираем папку, где будет расположен каталог. Только учитывайте все вышесказанное!

В выбранной папке создается папка с введенным названием. В этой папке хранятся файл и папка каталога и пара служебных файлов.

Настройка

Большинство настроек находится в меню Edit – Preferences .

В настройках имеется несколько вкладок. Рассмотрим их все по порядку.

General (общие настройки)

Здесь мы можем выбрать язык, который по умолчанию установлен как английский (т.к. мы скачивали английскую версию программы).

Галочка напротив Show splash screen during startup отвечает за показ логотипа Lightroom при запуске. Галочка Automatically check for updates отвечает за обновление.

Далее можно настроить, какой каталог загружать при старте (Default Catalog). Думаю, многим будет удобно оставить настройку по умолчанию. Если установлено Load most recent catalog , то при старте загружается тот каталог, с которым вы работали последний раз. Можно выбрать Prompt me when starting Lightroom . Тогда при старте будет спрашиваться, какой каталог загружать. Выбрав Other , можно отметить любой каталог, с которого бы вы хотели всегда начинать работу.

Галочка напротив Show import dialog when a memory card is detected должна быть снята. Иначе Lightroom будет запускаться каждый раз, когда вы вставляете флешку с фотографиями. Например, вы хотите просто посмотреть чужие фотографии, а тут сразу появляется предложение импорта. Это будет жутко раздражать.

Следующая галочка отвечает за показ импортированных фотографий во время очередного импорта. Особой погоды она не играет. Поэтому пропускаем. Ignore camera-generated folder names when naming folders – если напротив стоит галочка, то внутрикамерные названия папок игнорируются.

Следующая настройка Treat JPEG files next to raw files as separate photos используется только при съемке RAW + JPEG. Допустим, при съемке у вас сохраняются как RAW, так и JPEG файлы. Если будет установлена галочка, то будут импортироваться и те, и другие и располагаться рядом. В противном случае JPEG файлы будут игнорироваться. Я рекомендую снимать только в RAW или только в JPEG в зависимости от обстоятельств. В подавляющем большинстве случае лучше снимать в RAW. И без раздумий снимайте в RAW, если читаете эту статью.

В разделе Completion Sounds можно выбирать звуки, которые будут оповещать о завершении импорта и экспорта. Можно оставить по умолчанию. Эта функция полезна, когда вы импортируете или экспортируете фотографии, а сами занимаетесь другими делами.

При нажатии на кнопку Go to Catalog Settings откроется окно настроек каталога также с несколькими вкладками. Давайте перейдем к ним, а позже вернемся к остальным вкладкам общих настроек.

General (общие настройки каталога)

Здесь указаны данные о месторасположении, времени создания и размере каталога. Важный элемент этой вкладки – выбор периодичности напоминания о резервировании каталога. В установленное время будет появляться сообщение о необходимости резервирования. По нажатию на кнопку оно будет проводиться. Как я говорил, это архиважно. Поэтому отнеситесь к этому серьезно. Можно выбрать создание бэкапа ежемесячно, еженедельно, ежедневно во время завершения работы Lightroom и другие варианты. На мой взгляд, оптимальный вариант - еженедельный бэкап. Также рекомендую изредка вручную делать архивы каталога на отдельный носитель или в облако (на Яндекс Диск, к примеру).

File Handling (Обработка Файлов)

Настройки этой вкладки заметно влияют на производительность Lightroom, а именно на скорость и удобство импорта, просмотра и размер каталога. Standard Preview Size – здесь мы выбираем размер превьюшки (а точнее, разрешение по длинной стороне).

Размер превьюшки по длинной стороне должен незначительно превышать длину монитора в пикселях. Например, если вы работаете с FullHD монитором, чье разрешение 1920х1080, то стандартный размер превьюшки следует выставить 2048 пикселей. Если вы поставите больше или меньше, то скорость работы снизится из-за необходимости пересчета картинки.

Качество превьюшек (Preview Quality ) можно оставить средним, как по умолчанию. Для просмотра этого будет достаточно. Следующая настройка Automatically Discard 1:1 Previews влияет на то, по прошествии какого времени следует удалить полноразмерные (такого же разрешения, как и исходник) превьюшки. Если вы много снимаете, обрабатываете фотографии и потом к их обработке никогда не возвращаетесь, имеет смысл поставить минимальное время (один день или неделю). Это очень сильно уменьшит размер базы данных и немного повысит скорость работы. Если же вы снимаете немного и/или возвращаетесь к обработке снимков, то имеет смысл оставить полноразмерные превьюшки на длительное время или совсем их не удалять. В этом случае для ускорения работы имеет смысл оставлять в каталоге только ценные снимки, а мусор удалять. Это позволит сократить размер БД и улучшить скорость работы.

Metadata (Метаданные)

В этой вкладке расположены настройки метаданных. Первая галочка отвечает за предложение ключевых слов на основе недавно введенных. Оставим, как есть. Include develop settings in metadata inside… – в exif записываются некоторые данные о том, как обрабатывалась фотография.

Automatically write changes into XMP – следует поставить эту галочку для сохранности работы.

XMP – это файлы маленького размера, в которые записывается информация о примененном редактировании. Они хранятся рядом с исходниками. Если включить их создание, то в случае потери файла каталога большую часть информации об обработке можно будет восстановить.

Настройки геотаргетинга можно пропустить. Галочка напротив Write date or time changes into proprietary raw files отвечает за запись в exif времени редактирования. Эта функция полезна, если у вас, к примеру, неправильно выставлены часы в фотоаппарате. Тогда время редактирования будет записано согласно времени, установленному на компьютере.

Presets (Пресеты)

В Lightroom есть очень полезный инструмент под названием пресет. Пресет – это сохраненный набор настроек, который поможет буквально за мгновение до неузнаваемости изменить вашу фотографию. Т.к. в Lightroom все заточено под скорость обработки, то существует возможность применения пресетов во время импорта.

Apply auto tone adjustments – при импорте производится автоматическая тоновая коррекция фотографии. Это аналог инструмента Autotone в Photoshop. Как не использовал его в Photoshop, так и не использую его в Lightroom. И вам не советую, т.к. автоматика часто ошибается и приводит к неожиданным результатам.

Apply auto mix when first converting to black and white – в Lightroom есть возможность перевести фотографию в черно-белый режим нажатием на одну кнопку. Обычно происходит обесцвечивание фотографии, а не полноценный перевод в ЧБ. Если установлена эта галочка, то используется фирменный алгоритм, который усиливает одни цвета (красный, синий, пурпурный) и ослабляет другие (зеленый, желтый, оранжевый). На выходе результат конвертации будет лучше.

Последующие два параметра отвечают за установку разных параметров по умолчанию для разных камер и для снимков с разным ISO.

Store presets with this catalog – сохранение пресетов в папке с каталогом. Советую поставить эту галочку, чтобы в случае чего ваш набор пресетов был в сохранности и их не пришлось бы создавать заново при переустановке.

Кнопками, расположенными ниже, можно быстро вернуть различные настройки по умолчанию.

External Editing (Внешнее редактирование)

В этой вкладке находятся параметры, отвечающие за последующее редактирование фотографий в сторонних программах.

Верхняя часть вкладки (Edit in Adobe Photoshop CS5 ) отвечает за настройки перехода редактирования в Photoshop, а нижняя – за переход редактирования в другие редакторы. Итак, выбираем формат файла, в который сконвертируется файл и с которым мы будем работать в Photoshop. Можно выбрать как TIFF, так и PSD. Особой разницы для нас не будет. Далее важно установить цветовое пространство, соответствующее вашему монитору. Дело в том, что по умолчанию установлен расширенный цветовой охват. Фотография содержит множество информации о цвете, а вы видите лишь ограниченную ее часть и редактируете по своему вкусу, основываясь на визуальное представление картинки на мониторе. В результате при просмотре на другом мониторе или при печати вы получите плачевный результат. Подавляющее большинство мониторов обладают цветовым охватом sRGB. Его и следует выставлять. Однако стоит свериться с информацией на официальном сайте производителя вашего монитора. Вдруг у вас продвинутая версия и цветовой охват соответствует AdobeRGB.

Глубину цвета оставляем по умолчанию максимальной. Оптимальным разрешением будет 300 или даже выше. Сжатие лучше отключить. Что касается настроек редактирования в стороннем редакторе (Additional External Editor ), то их нужно выставить ровно те же.

Галочка Stack With Original отвечает за объединение отредактированной фотографии с исходной в каталоге Lightroom.

File Handling (Обработка файлов)

В этой вкладке производится настройка импорта в формат DNG и настройки кэша Lightroom.

Вверху выбираем расширение файла: dng или DNG. По сути разница такая же, как и между jpeg и JPEG. То есть никакой. В меню Compatibility , выбираем, от какой версии ACR (программа-конвертер RAW файлов при Photoshop) будет совместим наш файл. Выбираем размер JPEG-превьюшки для показа в Lightroom.

Embed Fast Load Data – запись данных в dng для ускорения загрузки фотографии в модуль обработки.

Embed Original Raw File – в файл dng встраивается оригинальный RAW файл. Т.е. получается, что на выходе мы имеем два файла – исходный RAW и RAW, сконвертированный в dng. Это сделано для того, чтобы в случае чего можно было с легкостью достать исходник и не сетовать, что его невозможно вернуть. Алгоритмы конвертирования из RAW в dng неизвестны и результат может незначительно отличаться. Именно для избегания таких ситуаций нужна эта функция. Но в случае встраиваемого RAW-оригинала размер файла сильно увеличивается.

В подразделе File Name Generation указывается, какие символы не использовать и что делать с пробелами. Думаю, такие тонкости вам не понадобятся. Во всяком случае, в обозримом будущем.

Camera Raw Cache Settings – настройки кэша Lightroom. Кэш представляет собой папку, в которой сохраняются временные файлы, генерируемые программой во время работы. Важным моментом здесь является расположение кэша. Чем быстрее будет накопитель, где находится кэш, тем быстрее будет происходить работа. В частности, ускорится переход в модуль Develop (режим редактирования) из библиотеки. В идеале кэш должен располагаться на SSD диске, где находится каталог Lightroom. Если же отдельного SSD диска под каталог и кэш нет, то можно просто разместить его рядом с каталогом. Следующий параметр – размер кэша. Чем больше места он будет занимать, тем больше актуальных данных в нем будет храниться. На мой взгляд, лучше поставить значение в диапазоне 10-40 ГБ.

Если нажать кнопку Purge Cache , то кэш очистится. Т.е. удалятся все хранимые в нем файлы. Время от времени это полезно делать нажатием на кнопку или вручную. Последняя настройка определяет размер кэша для видео. Т.к. я с видео в Lightroom не работаю, то оставил по умолчанию.

Interface (Интерфейс)

Эта вкладка предназначена для настройки внешнего вида Lightroom. Здесь можно настроить фон, размер шрифта, метод отделения ключевых слов, показ рейтингов, отображение фотографии в окне навигации при наведении курсора.

Если у вас большое разрешение при маленькой диагонали (например, 15” FullHD ноутбук) и вам все кажется мелким, то имеет смысл увеличить шрифт (параметр Font Size вверху). Галочка напротив Zoom clicked point center отвечает за то, что при увеличении фотографии ваш курсор окажется ровно по центру. Т.е, если вы хотите увеличить правый верхний угол фотографии, то нажимаете на точку в правом верхнем углу и эта точка окажется ровно посередине в увеличенном виде.

Lightroom mobile

Lightroom Mobile обеспечивает фотографам доступ к мощным инструментам Lightroom, включая следующие возможности:

  • Синхронизация правок, метаданных и изменений наборов с каталогом Lightroom на компьютере под управлением Mac или Windows;
  • Автоматический импорт изображений, снятых с помощью iPad, и синхронизация с каталогом Lightroom на настольном устройстве;
  • Обработка изображений на iPad даже без подключения к Интернету для по-настоящему мобильной работы;
  • Синхронизация фотографий между Lightroom 5 и Lightroom Mobile. Кроме того, синхронизированные фотографии можно просматривать с помощью любого веб-браузера.

Кроме этого, появились еще две закладки: Performance и Network.

Performance (Производительность)

Программа Lightroom 6 и выше, начала использовать ресурсы графического процессора (GPU) для ускорения обработки и просмотра фотографий. Однако, с включенной опцией система часто начинает глючить. По крайней мере, так было на моем компьютере. Если у вас начнет глючить программа, попробуйте снять галочку перед пунктом: Use Graphics Processor. Требование к видеокарте: поддержка OpenGL 3.3 и от 1Гб видеопамяти.

Network

Закладку Network пока не использовал, поэтому, расскажу про неё, как только разберусь.

Если у вас возникли вопросы или есть, что добавить по теме, смело пишите в комментариях — обсудим.

Для интересующихся возможностями данной программы, предлагаю ознакомиться со статьей, рассказывающей, как подключить фотоаппарат к компьютеру и с помощью программы Lightroom фотографировать сразу на компьютер . А на сегодня у меня всё.


При съемке цифровой фотокамерой в файл фотографического изображения автоматически встраивается немало информации: от типа и модели фотокамеры и объектива до времени и даты съемки и даже срабатывания или несрабатывания вспышки. Эта информация может оказаться очень полезной. Более того, поиск фотографий в Lightroom может осуществляться на основании этой встроенной информации, называемой данными формата EXIF. Помимо этого, вы можете встраивать в файлы фото графических изображений собственную информацию, и такую возможность трудно переоценить.

Для того чтобы увидеть метаданные выбранной фотографии в модуле Library, перейдите к панели Metadata, расположенной в правой области боковых панелей, как показано на рисунке слева. По умолчанию в Lightroom отображаются основные метаданные выбранной фотографии, включая имя файла, размеры изображения, любые введенные заглавия и надписи (подробнее об этом несколько ниже), все данные авторского права, введенные в файл во время импорта, любые присвоенные оценки и метки, а также данные, автоматически встраиваемые фотокамерой в файл фотографического изображения во время съемки (это и есть данные формата EXIF).

Для просмотра дополнительных метаданных или, наоборот, встроенных данных в сокращенном виде вы можете изменить стандартный вид панели Metadata, выбрав другие ее виды из раскрывающегося списка в левой части этой панели, как показано на рисунке слева. Так, если выбрать вид Minimal, то будут отображены только следующие данные: имя файла, оценка, надпись и авторское право. А если выбрать вид АН, то появится длинный перечень со всеми данными, встроенными в файл фотографического изображения, причем вы можете ввести дополнительную информацию в каждое свободно доступное поле данных. При выборе вида EXIF, как показано на рисунке слева, отображается только информация, встраиваемая фотокамерой во время съемки, а при выборе вида IPTC - поля, в которых вы можете ввести данные авторского права, контактную информацию и сведения о самом изображении.

Если справа от любого поля метаданных появляется стрелка, то она обозначает ссылку на дополнительную информацию или критерий поиска. Например, выберите из упомянутого выше раскрывающегося списка на панели Metadata вид EXIF, чтобы отобразить информацию, встроенную фотокамерой во время съемки. Затем поместите курсор над стрелкой, появляющейся справа от поля Date Time Original (Исходные дата и время). В итоге появится сообщение, указывающее на функцию этой стрелки (при ее выборе активизируется фильтр для отображения только тех фотографий, которые были сняты по указанной дате).

А теперь выберите вид IPTC из того же раскрывающегося списка на панели Metadata, чтобы отобразить только те поля данных, в которых вы можете ввести собственную информацию в файл фотографического изображения, помимо тех сведений, которые вы, возможно, уже ввели во время импорта с помощью шаблона метаданных (подробнее о шаблонах метаданных см. на с. 48). Я, например, предпочитаю вводить следующие сведения: город, штат, провинция или область, страна, где был сделан снимок. Это дает мне возможность сразу же найти все фотографии, снятые в конкретном городе. Для ввода подобной информации перейдите к области image (Изображение) на панели Metadata, щелкните в поле Location, чтобы выделить его, и введите в нем название места съемки. Затем нажмите клавишу табуляции, чтобы перейти к следующему по порядку полю, и введите название города, области и т. д. Аналогичным образом заполняются все остальные поля, доступные в виде IPTC. Нужно лишь щелкнуть на выбранном поле и ввести в нем соответствующую информацию, которая будет затем встроена непосредственно в файл фотографического изображения.

Если у вас имеются фотографии, в которые вы не ввели данные авторского права по шаблону метаданных в процессе импорта в Lightroom, то еще не поздно сделать это. Выберите сначала все фотографии, в которые требуется ввести подобную информацию, а затем соответствующий шаблон из раскрывающегося списка Preset в верхней части панели Metadata. Эта информация будет сразу же добавлена в каждую выбранную фотографию, а также появится в полях данных авторского права и контактной информации на самой панели Metadata, как показано на рисунке слева.

Если вы вводите метаданные в файлы фотографических изображений формата JPEG, TIFF, PSD или DNG, то эта информация встраивается непосредственно в файл изображения. А встраивание метаданных в файлы изображений формата RAW не допускается, если, конечно, не преобразовать их в формат DNG. Поэтому любые метаданные, которые вы вводите в файлы изображений формата RAW, включая данные авторского права, ключевые слова и даже результаты цветовой коррекции фотографии, сохраняются в базе данных каталога Lightroom либо записываются в отдельный сопроводительный файл формата ХМР, сопутствующий файлу изображения формата RAW. Этот отдельный файл можно обнаружить рядом с файлом изображения, если открыть на компьютере папку с фотографиями, сохраненными в формате RAW. У него такое же имя, но другое расширение, соответствующее формату сопроводительных файлов ХМР (оба файла обведены кружком на рисунке слева). Оба эти файла должны оставаться вместе, поскольку в одном из них хранится сама фотография, а в другом - ее метаданные. Поэтому если вы выполняете резервное копирование фотографии формата RAW на внешний носитель, перемещаете ее в другое место или же передаете ее своему товарищу, коллеге по работе или клиенту, то не забудьте и о сопроводительном файле.

Несмотря на необходимость отслеживать оба файла для фотографий, сохраняемых в формате RAW, у этого формата имеются свои преимущества. Во-первых, любые применяемые настройки цветовой коррекции или увеличения резкости, а также все встраиваемые ключевые слова, оценки и результаты обрезки изображения будут распознаваться самыми последними версиями Adobe Bridge и Adobe Camera Raw (обе программы преобразования необработанных изображений входят в Photoshop как составные части). И во-вторых, если вы обмениваетесь файлами изображений формата RAW с другими людьми, то можете дополнить их своими метаданными. Итак, если хотите хранить метаданные фотографических изображений формата RAW в отдельных сопроводительных файлах формата ХМР, то нажмите комбинацию клавиш «Cmd+Opt+,» (в Macintosh) либо «Ctrl+AIt+,» (в Windows), чтобы открыть диалоговое окно Catalog Settings, щелкните на вкладке Metadata и установите флажок Automatically Write Changes into ХМР (Автоматически записывать изменения в файл формата ХМР). Теперь все изменения, вносимые вами в фотографические изображения формата RAW, будут автоматически записываться в отдельный сопроводительный файл формата ХМР.

Недостаток постоянного вывода метаданных в отдельные сопроводительные файлы формата ХМР заключается в потере времени на эту операцию. Всякий раз, когда вы вносите изменения в файл изображения формата RAW, Lightroom приходится записывать эти изменения в отдельный файл формата ХМР, что несколько замедляет работу с подобными фотографическими изображениями. Поэтому я оставляю флажок Automatically Write Changes into ХМР сброшенным, а когда мне требуется послать кому-нибудь файл изображения формата RAW, то я выбираю из главного меню команду Metadata → Save Metadata to File (Метаданные → Сохранить метаданные в файле), как показано на рисунке. Примечание: вопрос сохранения метаданных в отдельном сопроводительном файле формата ХМР относится только к файлам изображений формата RAW, но не к файлам формата JPEG, TIFF, PSD или DNG, в которые метаданные встраиваются непосредственно.

Для того чтобы немного сэкономить время, воспользуйтесь следующим советом. Если вы ввели некоторые метаданные по стандарту IPTC для фотографии и хотите внедрить их в другую фотографию, то вам не нужно набирать их еще раз. Вы можете скопировать эти метаданные и затем вставить в другую фотографию. Итак, щелкните на фотографии, в которую ввели свои метаданные, затем выберите из главного меню команду Metadata → Copy Metadata (МетаданныеОКопировать метаданные) или нажмите комбинацию клавиш «Cmd+Opt+Shift+C» (в Macintosh) либо «Ctrl+Alt+Shift+C» (в Windows). Откроется диалоговое окно Copy Metadata, где вы можете выбрать те строки метаданных, которые вам требуется скопировать, как показано на рисунке слева. Не забудьте только сбросить флажки справа от полей тех метаданных, которые вам не нужны.

Щелкните на кнопке Сору, чтобы сохранить эту информацию в памяти. Затем выберите фотографии, в которые требуется внедрить скопированные метаданные, после чего выберите из главного меню команду Metadata → Paste Metadata (Метаданные → Вставить метаданные) или нажмите комбинацию клавиш «Cmd+Opt+Shift+V» (в Macintosh) либо «Ctrl+Alt+Shift+V» (в Windows). Следует иметь в виду, что скопированные метаданные запоминаются Lightroom и поэтому могут быть вставлены на следующий день и, вообще, в любое время. На самом деле они хранятся до тех пор, пока не будут скопированы другие метаданные. Если же вам не нужно хранить метаданные долго, то попробуйте сделать следующее: щелкните на фотографии, содержащей интересующие вас метаданные, а затем нажмите клавишу «Cmd» (в Macintosh) или «Ctrl» (в Windows) и щелкните на тех фотографиях, в которые следует внедрить нужные вам метаданные, чтобы выбрать эти фотографии. Далее щелкните на кнопке Sync Metadata (Синхронизировать метаданные), расположенной в нижней части правой области боковых панелей, чтобы открыть диалоговое окно Synchronize Metadata, как показано на рисунке слева. Это диалоговое окно выглядит и функционирует практически так же, как и диалоговое окно Copy Metadata. Сбросьте флажки справа от полей тех метаданных, которые вам не нужно синхронизировать, а затем щелкните на кнопке Synchronize, чтобы обновить метаданные выбранных фотографий.

Наиболее важной особенностью метаданных является их упорядоченная структура. Информация точно отнесена к категории и имеет определенную форма / формат. Например, категорию Времени создания можно заполнить только с помощью формата записи даты и времени.

Благодаря структуированному виду, метаданные доступны для чтения не только человеком, но и компьютерами. Таким образом, могут быть обработаны машинным способом и использованы для различных целей: индексация , поиск , объединение или автоматическая обработка.

Метаданные в графических файлах (фотографиях)

Каждый тип файла имеет свой стандарт для метаданных . В случае графических файлов, таких как фотографии с цифровой камеры или смартфона (форматы JPEG, TIFF и RAW), мы имеем дело с метаданными формата Exif (Exchangeable image file format), которые очень развиты, в сравнении метаданными других типов файлов.

В Exif можно хранить информацию на тему обстоятельств создания фотографии, месте съемки, типе и параметрах цифровой камеры, информации об авторских правах . Это также место для тэгов, описывающих тему изображения.

Если возникает необходимость детального описания содержания фотографии, Exif можно расширить набором метаданных в стандарте IPTC (International Press Telecommunications Council), в котором, кроме полей, связанных с темой фотографии, есть раздел для контактных данных фотографа. Это стандартное дополнение графических файлов, которые доступны через банки фотографий .

Просмотр и редактирование метаданных файлов

Базовый набор метаданных, который создается автоматически вместе с графическим файлом в цифровом фотоаппарата или сканере, можно прочитать с помощью окна Свойства файла и во всех последних версиях Windows.

Удобный инструмент для чтения метаданных дает браузер графических файлов IrfanView , при условии, что установлен плагин, включающий в себя библиотеку для декодирования Exif. Хотя там не хватает возможности редактирования Exif, IrfanView позволяет создать для фотографии описание в формате IPTC.

С метаданными прекрасно справляются также все программы для обработки цифровых фотографий. Для любительского применения, можно рекомендовать программу Google Picasa , который имеет панель, позволяющую проверить все данные фотографии.

К сожалению, возможности редактирования метаданных ограничена. Поэтому в случае более серьезных потребностей, стоит обратить внимание на Adobe Lightroom , который имеет очень сложные инструменты для просмотра и редактирования метаданных. Хотя программа стоит немалых денег, её можно бесплатно использовать в течение 30 дней. Подробнее о редактировании метаданных в Lightroom Вы узнаете ниже.

Поиск с помощью метаданных файла

Отличный способ использования метаданных - поиск изображений на основе одного из полей Exif. Это можно сделать например в программе Google Picasa. Для этого предназначены специальные команды, которые вводят в поле поиска внутри приложения.

Например, для того, чтобы отобрать фотографии, сделанные при определенной чувствительности матрицы, введите команду ISO 200. Если ввести имя камеры, приложение выберет фотографии, сделанные этой моделью камеры.

Программа также распознает метки, добавленные фотографом. Кроме того, рядом с полем поиска имеется ползунок, который позволяет легко фильтровать результаты поиска на основе диапазона времени.

Интересной функцией Picasa является возможность сохранения такого запроса в виде альбома. Команду сохранения поиска в виде папки ищите в меню Инструменты Экспериментальные Сохранить результаты поиска . В этом же меню находится опция сохранения альбома фотографий, помеченных одним тегом. Аналогичный инструмент существует и в Adobe Lightroom, а также в Проводнике Windows.

Метаданные файлов в Интернете

В галереях стандартом является представление метаданных рядом с просматриваемой фотографией. Сайты активно используют данные из EXIF, например, для «привязки» фотографии к географической карте. Например, в галерее Google, в Google+ или Picasa Web Albums, рядом с фото появится карта с предварительным просмотром.

Метаданные файлов в Проводнике Windows

В Проводнике Windows можно читать и изменять содержимое метаданных файлов и графических файлов, а также использовать их для сортировки и автоматического упорядочивания изображений в папке по определенному критерию, например, типу камеры или чувствительности матрицы.

Шаг 1 . Система Windows отображает основные метаданные уже после выбора необходимого файла. Они появляются в строке состояния окна Проводника. Если Вы хотите, чтобы информации было больше, щелкните строку состояния правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Размер Большой .

Шаг 2 . После этого на панели появятся все данные об изображении. В этом месте Вы можете также редактировать метаданные. Если вы нажмете «Добавить тег » Вы сможете назначить для фотографии ключевые слова, которые затем помогут найти фотографию с помощью поисковой системы проводника или системы поиска в диспетчере изображений Picasa. После внесения изменений нажмите на Сохранить .

Шаг 3 . Используя упомянутый инструмент, Вы можете изменить много фотографий за один раз. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Ctrl и выберите фотографии, щелкнув на их иконки мышью. Затем выберите поле, которое намерены изменить. Введите там свои данные. Кстати, проводник запоминает введенные метаданные, так что если Вы захотите описать еще одно фото, после ввода первой буквы появится подсказка.

Шаг 4 . Для полного просмотра метаданных данного файла, нажмите на него правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Свойства . Когда откроется окно, перейдите на вкладку Подробности . В этом месте вы найдете все поля Exif, которые можно изменять.

Шаг 5 . Метаданные файла изображения Вы можете использовать для автоматического упорядочивания изображений в папке. При открытии каталога с большим количеством фотографий, скачанных из камеры, щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте между файлами выберите в меню: Группировка Подробнее .

Шаг 6 . Появится окно Выбор столбцов таблице . В нем Вы можете указать критерии сортировки файлов. При перемещении по списку вниз, Вы найдете в нем сведения, связанные с метаданными файлов и графических файлов, например, Скорость ISO . Установите галочку в это пункт и подтвердите, нажав ОК . Аналогичным образом можно добавить критерии: Фокусное расстояние , Время экспозиции или Модель камеры .

Шаг 7 . Теперь снова выберите в контекстном меню Группировка и выберите Скорость ISO . Фотографии в каталоге будут отсортированы по чувствительности матрицы, которая была использована для их выполнения. Это позволит легко найти, например, фотографии снятые ночью, которые требуют дополнительного шумоподавления в процессе обработки в графической программе.

Метаданные файлов в программе Adobe Lightroom

Adobe Lightroom - это «рабочая лошадка» продвинутых любителей и профессиональных фотографов . Приложение предназначено для управления коллекциями из тысяч фотографий и имеет мощные инструменты для редактирования метаданных и автоматического отбора фотографий на их основе.

Шаг 1 . После запуска программы Adobe Lightroom Вы найдете в модуле Библиотека , где сгруппированы инструменты для редактирования метаданных. Lightroom позволяет изменять метаданные уже на этапе загрузки фотографий. Подключите камеру и нажмите кнопку Импорт . В окне, которое появится, с правой стороны будет панель Apply During Import . Там вы можете ввести теги, а также создать свой собственный набор метаданных, которые будут добавлены к загружаемым фотографиям.

Шаг 2 . После загрузки фотографий и возвращения в библиотеку, Вы сможете увидеть и ключевые слова, метаданные и загруженные файлы. Справа панель Ключевые слова показывает список недавно использованных ключевых слов, а также помогает создать Новое ключевое слово , то есть набор тегов для определенного типа изображений. Тэги добавляются для всех изображений, выбранных в окне «Библиотеки».

Шаг 3 . Ниже располагается панель Метаданные , которая содержит краткое изложение основных элементов имени файла с фотографией. Если нажать на раскрывающийся список Default , расположенный рядом с названием панели, Вы сможете выбрать подробный вид, например, EXIF & IPTC , который производит предварительное отображение параметров фотографий и поля для ввода информации о теме.

Шаг 4 . Если у Dас есть в библиотеке несколько изображений, вы можете использовать метаданные для их быстрой фильтрации. Для этого на панели Библиотеки , выше предварительного просмотра миниатюр, нажмите кнопку Метаданные . Появится панель с параметрами сортировки, которые вы можете изменить, нажав на название каждого столбца.

Шаг 5 . Для ограничения списка миниатюр для изображений, записанных тем же оборудованием, выберите параметр Камера и установите модель камеры, например, Canon EOS 40D . В столбце Объектив выберите интересующий вас модель объектива, в столбце Скорость ISO выберите чувствительность матрицы, в столбце Вспышка укажите, что фото сделано со вспышкой.

Шаг 6 . В Lightroom есть также встроенная система поиска метаданных. Нажмите на кнопку выше списка эскизов. Появится поиск. При помощи первого списка выберите категорию для поиска. При помощи следующего поля Contains words определите логическую структуру вопроса и введите его в поле с лупой.

Шаг 7 . В программе также имеются интересные инструменты, которые используют метаданные для автоматической цветокоррекции изображений на основе информации об оборудовании. Нажмите на Коррекции для перехода в модуль коррекции фотографий. Затем найдите и разверните панель Коррекция объектива и выберите Включить профиль коррекции . Lightroom определяет тип датчика, тип объектива и фокусное расстояние и на этой основе улучшить геометрию изображения.


Классическая ситуация - одно и то же событие фотографировали одновременно несколько фотографов и по результатам обменялись фотографиями.
Камеры не синхронизировали и время на них стоит совершенно произвольное. Бардак. А надо файлы выложить так, чтобы с разных камер время было одинаковым.
Что делать?

1. Складываем все файлы в одну папку. Если имена файлов совпали, "копируем, но сохраняем обе копии файла"

2. Импортируем всю папку в Lightroom

3. Выбираем режим Library
Выбираем фильтр Metadata
Выбираем камеру с неправильной датой
Нажав Ctrl+A выделяем все получившиеся файлы

4. Если же, например, у вас файлы с разных экземпляров 5D Mk III, а время на них разное, то добавляем столбец Camera Serial Number и вместо модели камеры выбираем серийный номер камеры.

Замечательно. Теперь у нас выделены все неправильные файлы, время на которых стоит неправильное. Его нужно сместить. Как это сделать?

5. В том же окне Library справа снизу, в разделе Metadata ищем строчку Capture Time и нажимаем на её дополнительные параметры.
Вываливается окошко Edit Capture Time. Оно нам и нужно!
В нем оставляем тип Adjust to a specified date and time (он и выбран по умолчанию)
И в поле Corrected Time прописываем правильное время события.
Чтобы выбрать правильный сдвиг, нужно среди файлов с разных камер поискать снимки, сделанные в один и тот же момент.
Или снять его специально - сфотографировать друг друга, или часы, или ещё что-то, что будет хорошим ориентиром.
Мы например, собираемся вместе и фотографируемся все вместе в зеркале перед съёмкой:)

Важно!
Если у вас был выбран только один файл, то дата поменяется только у него. Если же у вас выбрано много файлов, то время у них сдвинется на разницу между временем съёмки и исправленным временем.

6. Замечательно, теперь на всех фото время правильное. Если их отсортировать по Capture time , то все файлы в ленте лягут в правильном порядке. То что нужно!

Но расположить файлы в правильном порядке в Lightroom недостаточно. Нужно ещё и экспортировать их в нём же.
Для этого меняем имя файла при экспорте из IMG_1234.JPG в более вменяемое, содержащее в себе дату и время съёмки: 20130410_15_13_46__IMG_9574.JPG (этот файл снят в 2013 году, в апреле, 10-го числа, в 15:13:46 и назывался IMG_9574)
Имя кажется длинным, однако оно гораздо удобнее при дальнейшей работе с файлами. Я такими именами пользуюсь уже не один год и теперь файлы с ними не путаются. Это отдельно радует:)

7. Для переименования файлов нужно в диалоге экспорта прописать новый шаблон.
Вызываем диалог экспорта (или нажав в меню Export или правой кнопкой мыши его же)
в разделе File Naming ставим галочку Rename To: и прописываем новый шаблон как указано на картинке.
Он немного кудрявый, но при должном терпении можно его и вписать. Хорошо что Lightroom его запоминает и это можно сделать только один раз;)

Воот! :) Разобрались сами - расскажите друзьям, проблема как оказалась довольно популярная...
для поиска: камера, синхронизация,одинаковое время, подогнать время разных камер и фотоаппаратов, сдвинуть время


Работая с микростоками часто приходится обрабатывать большое количество изображений из одной серии или фотосессии, имеющих похожий сюжет. При подготовке к загрузке на микростоки этим изображениям так же необходимо будет присвоить соответствующие метаданные: названия, описания и ключевые слова. Это довольно кропотливая работа, отнимающая много времени. Что касается названий и описаний, то их придётся делать отличающимися, чтобы поисковая машина не определила картинки как спам. А вот при добавлении ключевых слов можно значительно сэкономить время, если использовать функцию синхронизации метаданных программы Lightroom.

Идея простая: так как мы имеем похожие по содержанию изображения, то и основные ключевые слова для этих изображений будут идентичными. А раз ключевые слова идентичные для всей серии картинок, то не обязательно эти слова прописывать в каждое изображение отдельно да ещё и вручную.

Тем не менее следует помнить, что после того, как все картинки из серии будут иметь одинаковые ключевые слова, необходимо будет каждому изображению добавить несколько слов, описывающих именно эту конкретную картинку. Таких слов можно придумать достаточно много, так как каждое изображение имеет свои отличия, если конечно картинки не абсолютно одинаковые.

Приступим.

1. В модуле Library (Библиотека) выделите одно изображение из серии похожих, щёлкнув на нём мышкой. Это изображение будет исходным и его метаданные в виде ключевых слов будут перенесены на все остальные похожие картинки.

2. Справа в разделе Keywording (Работа с ключевыми словами) в соответствующее окно введите необходимые ключевые слова через запятую. Эти ключевые слова должны подходить для всех изображений из серии, описывая сюжет или смысл картинки в целом.

Например у меня есть серия картинок с кнопками клавиатуры. Для них я взял такие ключевые слова: button; close-up; computer; concept; conceptual; enter; keyboard; keypad; symbol; technology. Не смотря на то, что иконки и текст на кнопках разные, тем не менее данные ключевые слова подходят для всех кнопок и являются как бы базовыми.

После того, как вы введёте ключевые слова, в правом нижнем углу изображения появится пиктограмма в виде карандаша Photo has keywords (Фотография имеет ключевые слова).


3. Теперь, не снимая выделения с исходной картинки с ключевыми словами, выделите все изображения, которым нужно присвоить такие же ключевые слова.

Совет. Для выборочного выделения, удерживайте клавишу Ctrl и щёлкайте по картинкам. Если вы хотите выделить изображения, которые находятся подряд, щёлкните на первом, затем зажав клавишу Shift щёлкните на последнем.

4. После того, как вы выделили все нужные картинки, в правом нижнем углу программы нажмите кнопку Sync Metadata (Синхронизация метаданных).

5. В появившемся диалоговом окне Synchronize Metadata (Синхронизировать метаданные) на против всех разделов по умолчанию стоят галочки. Так как мы хотим синхронизировать только ключевые слова, то нужно снять все галочки, нажав для этого кнопку Check None (Не отмечать ничего), после чего поставить одну галочку напротив раздела Keywords (Ключевые слова), который находится в самом низу списка. После этого можно нажать кнопку Synchronize (Синхронизировать).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!