Энциклопедия мобильной связи

Презентация на тему "алгоритмы и способы их описания". Происхождение слова «алгоритм»




















Включить эффекты

1 из 20

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Алгоритм" подготовлена для ознакомления учеников с понятием алгоритма, его свойствами, исполнителями алгоритма и основными алгоритмическими структурами. Презентация может помочь научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

  1. Определение
  2. Происхождение слова "алгоритм"
  3. Работа обучающихся в группах
  4. Исполнители алгоритмов
  5. Свойства алгоритма
  6. Формы записи алгоритмов
  7. Элементы блок-схемы
  8. Типы алгоритмов
  9. Практическая работа

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Ермаковой В. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Для проведения теста / проверочной работы

Слайд 1

Из опыта работы Ермаковой В. В., учителя информатики МБОУ СОШ № 19 города Белово.

Слайд 2

Слайд 3

Происхождение слова «алгоритм»

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Слайд 4

Работа обучающихся в группах

  • Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»
  • Слайд 5

    Исполнители алгоритмов

    Исполнители алгоритмов

    Слайд 6

    Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко.

    • Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что.
    • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Слайд 7

    Свойства алгоритма

    • Результативность
    • Дискретность (пошаговость)
    • Детерминированность
    • (определённость)
    • Понятность
    • Выполнимость
    • Массовость
  • Слайд 8

    • Результативность.
    • Дискретность (пошаговость)
  • Слайд 9

    • Детерминированность (определённость).
    • Понятность.
    • Выполнимость.
    • Массовость
  • Слайд 10

    Формы записи алгоритмов

    Словесно-формульный.

    • 1 шаг 23+34=57
    • 2 шаг 57*57=3249
    • 3 шаг 3249/3=1083

    С помощью алгоритмического языка.

    Выражение.

    • аргy,z:цел
    • резx:цел
    • x:=2*y
    • x:=x+z

    Блок-схемы.

    Слайд 11

    Элементы блок-схемы

    1. Начало
    2. Данные
    3. Последовательность команд
    4. Условие
    5. Объявление переменных
  • Слайд 12

    Типы алгоритмов

    • Линейный
    • Разветвлённый(алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»)
    • Циклический (алгоритмическая структура «цикл»)
    • Вспомогательный
  • Слайд 13

    • Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательноодна за другой.
    • Разветвлённый алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
    • Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
    • Вспомогательный алгоритм – самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.
  • Слайд 14

    Линейный алгоритм

    Пример. Алгоритм посадки дерева

    1. Начало
    2. Конец
    3. Выкопать в земле ямку
    4. Опустить в ямку саженец
    5. Закопать ямку с саженцем землёй
    6. Полить саженец водой
  • Слайд 15

    Разветвлённый алгоритм

    Пример: Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?

    Слайд 16

    Циклический алгоритм

    Домашнее задание по математике.

    Слайд 17

    Повторим…




    4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

    Слайд 18

    Практическая работа

    Продумайте и создайте на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов.

    Пояснение: При работе используйте элементы блок-схемы.

    Слайд 19

    Домашнее задание

    • Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники (по желанию).

    Творческое сообщение обязательно будет оценено!

    Слайд 20

    При создании презентации использованы УМК Н. Д Угринович, Л. Л. Босовой.

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема урока

    Цель

    Задачи :

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование

    2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение:

    Презентация Power Point.

    Продолжительность проведения : два урока по 45 минут.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Учитель

    Учитель

    Учитель : Молодцы, ребята!

    Ученик.

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    Учитель : Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    Обмен мнениями в группах.

    Учитель

    Сосчитайте число окон в своём доме.

    Сосчитайте звёзды на небе.

    Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

    Иди туда, не знаю куда.

    Принеси то, не знаю что.

    Учитель:

    Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

    Дискретность (пошаговость) . Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

    Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

    Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

    Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

    Массовость . Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

    Учитель .

    1.Словесно-формульный

    Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

    1 шаг 23+34=57

    2 шаг 57*57=3249

    3 шаг 3249/3=1083

    Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

    алг Выражение

    арг y,z:цел

    3. Таблицы

    4.Блок-схемы,

    Учитель: ).

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1 .

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

    2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

    3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

    Учитель:

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Учитель: Запишите домашнее задание:

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

    Последовательность команд

    Объявление переменных

    Ермакова Вероника Викентьевна, учитель информатики МБОУ СОШ №19 города Белово

    Методическая разработка урока по информатике

    для обучающихся 9 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

    Тема урока : Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

    Цель : Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

    Задачи :

    1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

    2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

    3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

    4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование : 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.

    2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение: Плакат «Базовые алгоритмические структуры».

    Презентация Power Point.

    Список использованной литературы: УМК Н. Д. Угринович, Л. Л. Босовой

    Продолжительность проведения : два урока по 45 минут.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Учитель : Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

    2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

    Учитель : Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

    Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

    Учитель : Молодцы, ребята! - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

    Мой помощник, ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

    Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Учитель : Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

    Обмен мнениями в группах.

    Учитель : Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

    Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

    Сосчитайте число окон в своём доме.

    Сосчитайте звёзды на небе.

    Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

    Иди туда, не знаю куда.

    Принеси то, не знаю что.

    (Демонстрация презентации 6 слайд)

    Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

    Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

    Дискретность (пошаговость) . Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

    Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

    Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

    Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

    Массовость . Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

    (Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)

    Учитель : Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов) .

    1.Словесно-формульный

    Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

    1 шаг 23+34=57

    2 шаг 57*57=3249

    3 шаг 3249/3=1083

    2. С помощью алгоритмического языка

    Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

    алг Выражение

    арг y,z:цел

    3. Таблицы

    4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

    (Демонстрация презентации, 10-11 слайды)

    Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур ).

    Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

    Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.

    Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.

    Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.

    (Демонстрация презентации, 12-16 слайды)

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1 . Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

    2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

    3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

    4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)

    Учитель: Информационная переменка (физминутка).

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы. (Демонстрация презентации, 18 слайд)

    5.Этап информации о домашнем задании.

    Учитель: Запишите домашнее задание:

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

    2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

    (Демонстрация презентации, 19 слайд).

    Спасибо за урок! До свидания, ребята.

    Последовательность команд

    Объявление переменных

    Скачать конспект

    Слайд 2

    • Алгоритм - конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд.
    • Слово «алгоритм» происходит от algorithmi - латинской формы написания имени великого математика IX века аль-Хорезми
  • Слайд 3

    • Приготовление торта- алгоритм:
    • Замесить тесто
    • Раскатать коржи
    • Выпечь коржи
    • Дать коржам остыть
    • 5. Украсить торт
    • Алгоритмы встречаются нам повсюду, например:
  • Слайд 4

    Исполнитель

    • Исполнитель - управляющий объект совершающий последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели
    • Исполнителем может быть человек, робот, компьютер, язык программирования и т.д. Исполнитель умеет выполнять некоторые команды.
    • СКИ - совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя.
  • Слайд 5

    Свойства алгоритмов

  • Слайд 6

    Дискретность

    • Описываемый алгоритмом процесс разбит на последовательность отдельных шагов.
    • Запись представляет собой упорядоченную совокупность разделенных предписаний, образующих дискретную (прерывную) структуру алгоритма.
    • Только выполнив требования одного предписания, можно приступить к выполнению следующего.
  • Слайд 7

    • Алгоритмы составляются ориентацией на определенного исполнителя.
    • Все команды в алгоритме должны быть понятны исполнителю, т.е. принадлежать его СКИ.
    • Понятность
  • Слайд 8

    Детерминированность

    • Последовательность выполнения действий д.б. строго определенной.
    • Каждый шаг алгоритма д.б. четким и однозначным.
    • Алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно, т.е. одна и та же команда, будучи понятна разным исполнителям, после исполнения каждым из них должна давать одинаковый результат.
    • Также недопустимы ситуации, когда после выполнения очередной команды исполнителю неясно, какая из команд должна выполняться на следующем шаге.
  • Слайд 9

    Результативность

    При точном исполнении всех предписаний алгоритм приводит к решению задачи за конечное число шагов и при этом получается определенный результат. Вывод о том, что решения не существует - тоже результат.

    Слайд 10

    Массовость

    Алгоритм разработан в общем виде, обеспечивая решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа. В простейшем случае массовость обеспечивает возможность использования различных исходных данных.

    Слайд 11

    Формы записи алгоритма

    • Словесная (на естественном языке)
    • Графическая (блок – схема)
    • Программная (тексты на языках программирования)
  • Слайд 12

    Исполнители алгоритмов

    • Языки программирования:
    • 1.Машинноориентированные языки: Автокод, Assembler
    • 2. Языки программирования высокого уровня: машиннонезависимые языки:
    • C++, Delphi, Visual Basic, Turbo Pascal,
    • al = 10100110 sar al, 3 al = 11110100 sar al, 2 al = 11111101 bl = 00100110 sar bl, 3 bl = 00000010
    • Программа – алгоритм записанный на языке программирования.
  • Слайд 13

    • Процессор понимает только язык машинных команд. Обязательный элемент любой системы программирования
    • Транслятор – программа - переводчик с языка программирования на ЯМК.
    • Компилятор - переводит программу на ЯМК до ее исполнения
    • Интерпритатор– перевод программы на ЯМК и ее исполнение производятся параллельно
  • Слайд 14

    Блок

    Алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков. Каждый блок выполняет одно или несколько действий. Каждому типу действий соответствует геометрическая фигура.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Возникновение термина «алгоритм» Понятие алгоритма, примеры алгоритмов Основные свойства алгоритмов Способы задания алгоритмов Обозначения, используемые в блок-схемах алгоритмов Виды алгоритмов

    Cлайд 3

    Имя Хорезми, в его латинизированной форме Алхорезми, увековечено в повсеместно известном математическом термине алгоритм. Алгоритм - это несколько измененная форма имени Алхорезми, под влиянием греческого слова „ аритмос" - число. Великий узбекский математик 9 века Аль Хорезми Мухамед бен Муса Возникновение понятия алгоритм

    Cлайд 4

    А л г о р и т м- это определённая последовательность действий, выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи. Каждое действие в записи алгоритма называется командой. Каждый алгоритм рассчитан для выполнения определенным исполнителем. Исполнять алгоритмы может не только человек, но и животные, насекомые, растения, а так же поручить исполнение алгоритма можно и неодушевленным механизмам и устройствам.

    Cлайд 5

    Пример алгоритма, изучаемого в школьном курсе математики: Алгоритм выполнения арифметических операций Произвести вычисления в скобках или раскрыть скобки в выражении (если они есть); Выполнить все действия второй ступени (умножение и деление); Выполнить действия первой ступени (сложение и вычитание).

    Cлайд 6

    Пример алгоритма, изучаемого в школьном курсе русского языка: Алгоритм Правописание приставок на «з», «с». 1. Выделяем корень слова. 2. Если корень начинается со звонкой перейти к пункту 3, в противном случае к пункту 4 3. В приставке пишем «з». Перейти к пункту 5 4. В приставке пишем «с». 5. Записать слово

    Cлайд 7

    Примеры алгоритмов из жизни: Руководство по ремонту, эксплуатации и обслуживанию автомобиля Рецепт Правила пользования телефоном Инструкция по эвакуации во время пожара Распорядок дня

    Cлайд 8

    Основные свойства алгоритмов: 1. Дискретность Алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определённом порядке. Пример. Алгоритм приготовления блюда быстрого питания: 1. Высыпать в емкость содержимое пакетика. 2. Налить в емкость 200 мл горячей воды. 3. Перемешать.

    Cлайд 9

    Детерминированность (однозначность) Любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае Пример При управлении самолетом используются сложные алгоритмы, исполнителями которых являются пилот или бортовой компьютер. Каждая команда алгоритма определяет однозначное действие исполнителя

    Cлайд 10

    Один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными. 3. Массовость Пример Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления могут быть применены для любых чисел в различных позиционных системах счисления.

    Cлайд 11

    Алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов. 4. Результативность Пример. Алгоритм сложения целых чисел в десятичной системе счисления: 1. Записать числа в столбик. 2. Сложить числа младшего разряда. 3. Записать результат под горизонтальной чертой.

    Cлайд 12

    5. Понятность Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя. Пример При включении компьютера выполняются алгоритмы тестирования и загрузки операционной системы. Эти алгоритмы выполняет компьютер, поэтому они должны быть записаны на понятном компьютеру машинном языке.

    Cлайд 13

    Свойства Пример выполнения свойства Пример невыполнения свойства Дискретность Казнить нельзя, помиловать. Казнить, нельзя помиловать. Детерминированность (точность) На дубе ларец, а в ларце утка, а в утке яйцо, в яйце игла, в игле смерть Кощея. Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Массовость Каждой дочери отец привёз по дорогому подарку. Принц мог жениться только на настоящей принцессе. Понятность Инструкция по-русски. Инструкция на японском языке. Результативность Мышка хвостиком махнула, яйцо и разбилось. Баба била-била, не разбила.

    Cлайд 14

    словесный – при данном способе в каждой строке перечисляется определенная команда. графический – с помощью блок- схем. с помощью алгоритмического языка. формульный Табличный – способ, наиболее часто используемый в экономических задачах). Способы представления алгоритмов

    Cлайд 15

    Элементы блок схем: Обозначение блока Пояснение Начало, конец процесса обработки данных Ввод исходных данных, вывод результатов Вычислительное действие (операция присваивания) Проверка условия (условный переход) Начало цикла

    Cлайд 16

    Cлайд 17

    Линейный алгоритм Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

    Cлайд 18

    В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задачи по теме "Линейные алгоритмы".

    Данная презентация может быть использована как для повторения материала по данной теме, так и для объяснения нового материала.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Алгоритм. Свойства. Способы записи. Линейные алгоритмы.

    Понятие алгоритма Алгоритм – это строгая и четкая последовательность действий, выполнение которых приводит к определенному результату. Требования к алгоритмам Ориентированность на конкретного исполнителя. Понятность для исполнителя (алгоритм составляется в соответствии с системой команд исполнителя). Точность (каждая команда должна определять однозначное действие исполнителя). Конечность (наличие конца алгоритма через конечное число шагов). Результативность (получение нужного результата по окончанию алгоритма). Массовость (применимость для широкого класса задач). Формальность исполнения (во время исполнения алгоритма исполнитель не должен задумываться над сутью выполняемых действий).

    Способы записи алгоритмов Словесный Запись на алгоритмическом языке Блок-схема (Графическое представление алгоритма) Программа (запись алгоритма на языке программирования)

    Словесный способ записи (описание алгоритма с помощью слов русского языка). Пример. Алгоритм включения компьютера. Подойти к компьютеру. Включить монитор. Включить системный блок. Задание: придумайте свой пример. Запишите

    Запись на алгоритмическом языке Пример. Алгоритм нахождения максимального из двух введенных чисел. Начало Ввод числа х Ввод числа у Если х > у То Вывод х Иначе Вывод у Все Конец

    Блок-схема (Графическое представление алгоритма) Блок-схемы являются одним из графических способов представления алгоритмов. Блок-схема состоит из блоков, соединенных линиями. Чаще всего используются блоки следующих типов: выполнение операции; выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия; - ввод/вывод данных; - начало и конец алгоритма.

    Программа (запись алгоритма на языке программирования) Пример. Определение четности введенного числа. На языке BASIC: INPUT “Введите целое число”; X A $ =” четное ” IF X MOD 20 THEN A$=” не ”+A$ PRINT “ Введенное число ”, A$

    Виды алгоритмических конструкций Линейная Ветвление Цикл

    Линейные алгоритмы Набор команд, выполняемых последовательно во времени, друг за другом. Блок-схема базовой конструкции следование. Вход Выход

    Линейные алгоритмы Словесное описание. По кулинарному рецепту приготовления орехового напитка составьте словесный алгоритм. Орехи истолочь в деревянной ступке, растворить в горячем молоке. Затем варить 10 минут на слабом огне. Подавать охлажденными. Продукты: 250 г. очищенных грецких орехов, 0,8 л. Молока, 120 г. сахара. Взять 250 г. очищенных грецких орехов. Истолочь их в деревянной ступке. Взять 0,8 л. Молока. Смешать молоко, сахар, орехи. Варить 10 мин. Охладить. Подать к столу.

    Линейные алгоритмы Пример: блок-схема алгоритма, который по двум заданным вещественным числам вычисляет коэффициенты приведенного квадратного уравнения. начало Х1, х2 p:=-x1-x2 q:=x1*x2 p, q конец Дано: x1, x2 Найти: p, q Связь: x 2 +px+q=0 p=-x1-x2 q=x1*x2

    Задачи: Дана длина ребра куба. Составьте блок схему алгоритма нахождения площади грани, площади полной поверхности и объема этого куба. Составьте блок-схему вычисления периметра и площади прямоугольного треугольника по длинам его двух катетов. Дана квадратная рамка. Длина внешнего края рамки 10 см., длина внутреннего – 8 см. Составить блок-схему поиска площади не закрашенной части.

    Источники информации: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса, И.Г. Семакин и др, - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2008 г. Информатика 9-11. Интерактивный задачник.. Крылов С.С., 2004. Андреева Е.В. Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. – Саратов: «Лицей», 1998. – 80 с.


    Алгоритмы

    Введение в программирование


    Алгоритм

    Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

    Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.


    • 1. Достать ключ из кармана.
    • 2. Вставить ключ в замочную скважину.
    • 3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
    • 4. Вынуть ключ

    • Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);
    • Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);
    • Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);
    • Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
    • Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

    • Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);
    • Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);
    • Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
    • Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

    • В устной форме.
    • В письменной форме на естественном языке.
    • В письменной форме на формальном языке.
    • Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема , которая составляется из стандартных графических объектов.

    Вид стандартного графического объекта

    Назначение

    Начало алгоритма

    Конец алгоритма

    Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника

    Условие выполнения действий записывается внутри ромба

    Счетчик кол-во повторов

    Последовательность выполнения действий


    Пример записи алгоритма в виде блок-схемы

    Ввод чисел а и b

    Вычисление площади s=a*b

    Вывод результата на экран


    • Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.
    • Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

    Исполнители алгоритмов

    Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

    • Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

    Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

    • Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.
    • Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой .

    • Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.
    • Какие свойства алгоритмов вы знаете?
    • Какие виды алгоритмов вы знаете?
    • Какие способы записи алгоритмов вы знаете?
    • Что такое исполнитель алгоритмов?
    • Что такое программа?

    PRINT "Привет!"


    PRINT "Привет!"


    PRINT


    INPUT "Введите длину: ", a

    INPUT "Введите ширину: ", b

    PRINT "Площадь прямоугольника равна ",s



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!