Энциклопедия мобильной связи

JavaScript - Основы синтаксиса. JavaScript - Синтаксис Чувствителен ли javascript к регистру символов

JavaScript — язык и у него есть свой собственный синтаксис, который было бы неплохо отлично знать.
JavaScript программа состоит из предложений, которые разделяются точкой с запятой.

Иногда точку с запятой можно упустить и это сойдет с рук, но не всегда. Поэтому в том случае, когда подразумевается конец предложения, лучше не забыть ее ставить.

Если вы по невнимательности пропускаете точку с запятой, пробелы, ну или по другой причине ваш код не имеет стиль (а это важно!), то советую ESLint .

Предложения состоят из:

  • Значений
  • Операторов
  • Выражений
  • Ключевых слов
  • Комментариев

В JavaScript существует два типа значений: переменные и литералы.

Переменные

Переменные используются для хранения значений. Для объявления переменных в JavaScript используется ключевое слово var .
Переменные мы можем объявить тремя вариантами:

  • С помощью ключевого слова var. Например, var y = 56;
  • Просто присвоив значение. Например, y = 56;
    Но этот вариант нежелателен, так как в таком случае переменная становится глобальной.
    Почему глобальная переменная – это плохо? Хотя бы потому, что становясь глобальной она выходит из-под контроля области действия функции. Она может быть как изменена другим кодом, так и сама переписать значение в чужом коде
  • С помощью ключевого слова let.
    Т.к. в JavaScript (до ECMAScript 6) не существует область видимость в пределах блока, то ввели let, позволяющее объявить переменные с областью видимости – блок.
    Например, if (true) {let y = 4;} console.log(y); // ReferenceError: y is not defined

    Посмотреть текущую поддержку ES6 можно .

Литералы

Литералы — фиксированные значения. К ним относятся такие типы данных как null, Boolean, Number, Object, String.
Например, когда мы объявляем массив, то часть, которая идет после знака равно является литералом массива.

Var food = [‘cheese’,’potates’,’cucumber’];

А food — это переменная.

Числа

Числа записываются как с десятичными знаками, так и без них.

10.50 1001

Для того, чтобы интерпретатор понял, что означает точка – вызов метода или плавающую точку, нам нужно ему подсказать, одним из способов:

1..toString() 1 .toString() // пробел перед точкой (1).toString() 1.0.toString()

Строка (String)

String — текст, написанный с помощью двойных или одинарных кавычек.

"I am string“ "And I am string‘

По-хорошему, вам надо определить какие кавычки использовать и следовать своему выбору во время написания кода.

В настройках ESLint по-умолчанию даже предоставляют выбор, по результатам которого, код будет проверяться.

Идентификаторы

Название, которое мы дает переменным, функциями, свойствам называется идентификатором.
Он может содержать только буквенно-цифровые символы, «$» и «_».
Чем идентификатор отличается от String?

String – данные, а идентификатор часть кода.

Var surname = “Smit”;

“Smit” однозначно данные — литерал строки, тогда как surname – хранилище для этого значения.
Обратите внимание, что дефис в идентификаторе не допускается, так как он используется для вычитания.

Выражения

Выражение — комбинация значений, переменных, операторов, которая вычисляет значение.
Например выражение, 3 * 5 вычисляет 15.
Выражение может содержать и переменную
x * 4
Конечно, значения могут быть и строкой.
Например выражение:

"The day" + " is " + "sunny" //вычисляется в строку "The day is sunny".

Выражения можно разделить на те, что присваивают значение переменной и на те которые просто вычисляют значения.
Первый случай:

а второй:

Кстати, стоит нам добавить точку с запятой и у нас уже не выражение, а предложение!

Var x = 56;

Запятая для выражений

Запятая вычисляет оба операнда и возвращает правое значение.

Var x = 0; var y = (x++, 4); console.log(x); //1 console.log(y); //4

Выражения вычисляют значение и могут быть написаны везде, где значение ожидается. Например, аргумент в вызове функции или правая часть присваивания.

Каждая из следующих строк содержит выражение:

X x + 6 changeArray("a","b")

Везде где js ожидает предложение, вы можете также писать и выражения.
Подобное предложение называется инструкция-выражение.

Но вы не можете писать предложение, где js предполагает выражение. Например IF предложение не может стать аргументом функции.

Сравнение предложения и выражения

Взглянем на IF предложение и на условный оператор, который является выражением.

Var result; if (x > 0) { result = "Положительное число"; } else { result = "Отрицательное число"; }

Эквивалентно:

Var result = (x > 0 ? "Положительное число" : "Отрицательное число");

Между знаком = и ; выражение.
Для того, чтобы предотвратить двусмысленность при синтаксическом разборе, JS не позволяет использовать литералы объекта и выражения функций как предложения.

Из этого следует, что предложения-выражения не должны начинаться с:

  • фигурных скобок
  • с ключевого слова function

Если выражение начинается с того либо с другого, то следует его писать в контексте выражения.
Для этого выражение помещается скобки.

Функция-объявление и функция-выражение

Допустим, мы хотим объявить анонимную функцию-выражение, тогда пишем так:

(function(){return "ready!")());

Давайте рассмотрим, чем эта функция будет отличаться от функции-объявления вида

Function getReady() { return "ready!" }

  • Очевидно, что у анонимной нет имени. Но оно вполне может быть, тогда это будет именованная функция-выражение.
  • Функция-объявление создается интерпретатором до выполнения кода, функция-выражение же только по время выполнения.
  • Следовательно функции-выражения не доступны до их объявления.

А если мы запишем так?

GetReady(); var getReady = function(){ return "ready!"; } getReady();

В первой строчке получим ошибку: TypeError: getReady is not a function
Пятая же выведет нам «ready», так как функция была уже объявлена.
Это явление называется всплытием (hoisting), почему оно происходит описано в посте про .

Программа на JavaScript – это последовательность инструкций (statements) . Иногда инструкции ещё называют командами JavaScript.

Чтобы программа выполнилась её необходимо запустить. В случае если программа является клиентским сценарием, то её запуск осуществляется автоматически браузером, но только в том случае если она, конечно, присутствует в коде страницы. Осуществляет браузер выполнение программы обычно в процессе загрузки веб-страницы.

При написании инструкций, их между собой необходимо разделять точкой с запятой. В JavaScript допускается не ставить точку с запятой в конце инструкции, если следующая инструкция будет начинаться с новой строки.

Завершать инструкции точкой с запятой в JavaScript не требуется, если следующая инструкция будет записана с новой строки, но настоятельно рекомендуется . При этом желательно также каждую инструкцию располагать на отдельной строке.

Инструкции JavaScript состоят из: значений , операторов , выражений , ключевых слов и комментариев .

Например, эта инструкция говорит браузеру написать «Привет, мир!» внутри HTML элемента с id="main":

Document.getElementById("main").textContent = "Привет, мир!";

JavaScript значения

Синтаксис JavaScript определяет следующие типы значений (values): фиксированные значения (литералы) , значения констант и значения переменных .

Примеры литералов для представления различных значений в JavaScript:

17 // литерал целого числа 23.8 // литерал дробного числа "HTML" // литерал строки "HTML" // литерал строки true // логический литерал // литерал массива // литерал массива {} // литерал объекта { name: "Деннис", language: "ru" } // литерал объекта (ab|bc) // литерал регулярного выражения

В языках программирования константы и переменные используются для хранения значений данных .

Для объявления констант используется ключевое слово const , переменных – var и let .

Const MAX_LENGTH = 17; // константа var section = "HTML"; // переменная let arr = ["HTML","CSS"]; // переменная

let – это новый способ объявление переменных, который появился начиная с версии ES-2015 (ES6). Отличается let от var тем, что переменная, объявленная с помощью let , имеет другую область видимости (блочную), а также ещё тем, что к ней можно обратиться только после её создания.

Операторы JavaScript

В JavaScript имеется очень много различных операторов . Они обозначают операцию, которую нужно произвести .

В зависимости от количества операндов , с которыми оперирует оператор , они делятся на бинарные и унарные . Но в JavaScript также имеется ещё условный оператор, который состоит из 3 операндов . Данный оператор называется тернарным .

Например, оператор присваивания (знак =):

// operand1 = operand2; coorX = 100; // например присвоить переменной coordX число 100

Данный оператор используется для присвоения (установки) operand1 такого значения, которое имеет operand2 .

Оператор присваивания является бинарным , т.к. он оперирует двумя операндами.

Например, оператор инкремента (знак ++) используется для увеличения числового значения операнда на 1:

Var num = 5; ++num; // 6

Оператор инкремента является унарным , т.к. он оперирует одним операндом.

JavaScript выражения

Выражение (expression) - это комбинация значений, переменных и операторов, которые либо присваивают переменной значение, либо возвращают какое-то значение без его присваивания.

Например, выражение num = 955.47 использует оператор = для присваивания переменной num значения 7.

Например, выражение "Привет, " + "Тимофей" использует оператор + для сложения строк "Привет, " и "Тимофей" без присваивания.

Ключевые слова JavaScript

Инструкции JavaScript часто начинаются с ключевого слова (keyword). Оно (ключевое слово) предназначено для того чтобы определить какое действие JavaScript необходимо выполнить.

Например, ключевое слово var указывает браузеру создать переменные:

Var coordX = 5, coordY = 130;

Список некоторых ключевых слов: break , continue , do ... while , for , function , if ... else , return , switch , try ... catch , var .

Комментарии в JavaScript

Не все инструкции JavaScript являются выполняемыми.

Код после двойных косых черт // или между /* и */ рассматривается как комментарий .

Комментарии игнорируются и не выполняются:

Var direction = "top"; // однострочный комментарий // var speed = 10; эта инструкция не будет выполнена /* Функция, добавляющая к элементу с id="myBtn" класс show */ function showBtn() { document.getElementById("myBtn").classList.add("show"); }

// - является однострочным комментарием, т.е. любой текст между // и концом строки будет игнорироваться JavaScript (не будет выполняться).

/* */ - является многострочным комментарием, любой текст, находящийся между /* и */ будет игнорироваться JavaScript.

Блок инструкций JavaScript

JavaScript инструкции можно сгруппировать с помощью блока (фигурных скобок {...}).

Как правило, используется в функциях, управляющих структурах (for, while) и др.

Function myFunction() { document.getElementById("id__1").textContent = "Текст 1..."; document.getElementById("id__2").textContent = "Текст 2..."; }

Чувствительность к регистру

JavaScript является регистрозависимым языком . Это значит, что ключевые слова, переменные, имена функций и другие идентификаторы языка должны содержать одинаковые наборы прописных и строчных букв. Например, метод alert должно набираться только как alert , а не Alert , ALERT и т.п.

Пробелы в JavaScript

JavaScript игнорирует несколько пробелов . Можно добавить пробелы в сценарий, чтобы сделать его более читаемым.

Следующие строки эквивалентны:

Var str = "Текст"; var str="Текст";

Длина строки кода

Если JavaScript инструкция имеет большую длину, то её желательно разорвать. В большинстве случае разрыв инструкции лучше осуществить после какого-нибудь оператора.

Например:

Document.getElementById("aside__nav_header").innerHTML = "Дополнительная навигация (по разделу)";

  • имя, состоящее из одного слова, следует писать строчными буквами (например: article);
  • имя, состоящее из нескольких слов, следует писать слитно строчными буквами, кроме букв на стыке слов, их необходимо писать прописными (например: articleTitle);
  • количество слов в имени не должно превышать 3 (например: articleDatePublishedon)
  • переменные (не для хранения функций) и свойства объектов должны быть существительными (например: textComment);
  • массивы и коллекции значений следует задавать существительными во множественном числе (например: lastComments);
  • именовать функции и методы объектов необходимо глаголами (например: getLastArticles);
  • именование классов необходимо начинать с прописной буквы (например: Comments).

JavaScript может быть реализован с помощью операторов JavaScript , которые помещаются в теги HTML script ... /script на веб-странице.

Вы можете разместить теги script , содержащие ваш JavaScript , в любом месте вашей веб-страницы, но обычно рекомендуется хранить его в тегах head .

Тег script предупреждает программу браузера, чтобы начать интерпретацию всего текста между этими тегами в качестве скрипта. Простой синтаксис вашего JavaScript будет выглядеть следующим образом.

JavaScript code

Тег скрипта содержит два важных атрибута -

  • Язык - этот атрибут указывает, какой язык сценариев вы используете. Как правило, его значение будет javascript. Хотя недавние версии HTML (и XHTML, его преемник) прекратили использование этого атрибута.
  • Тип. Этот атрибут теперь рекомендуется для указания используемого языка сценариев, и его значение должно быть установлено на «text / javascript».

Таким образом, ваш сегмент JavaScript будет выглядеть следующим образом:

JavaScript code

Ваш первый скрипт JavaScript

Возьмем пример для распечатки «Hello World». Мы добавили дополнительный комментарий HTML, который окружает наш код JavaScript. Это чтобы сохранить наш код из браузера, который не поддерживает JavaScript. Комментарий заканчивается «// ->». Здесь «//» означает комментарий в JavaScript, поэтому мы добавляем это, чтобы браузер не читал конец комментария HTML как часть кода JavaScript. Затем мы вызываем функцию document.write , которая записывает строку в наш HTML-документ.

Эта функция может использоваться для записи текста, HTML или обоих. Взгляните на следующий код.

Этот код даст следующий результат:

Hello World!

Пробелы и разрывы строк

JavaScript игнорирует пробелы, вкладки и новые строки, которые появляются в программах JavaScript. Вы можете свободно использовать пробелы, вкладки и новые строки в своей программе, и вы можете форматировать и отступать ваши программы аккуратным и последовательным образом, что делает код легко читаемым и понятным.

Точки с запятой в JavaScript

В простых инструкциях в JavaScript обычно следует символ с запятой, как и на языках C, C ++ и Java. JavaScript, однако, позволяет пропустить эту точку с запятой, если каждое из ваших операторов помещается в отдельную строку. Например, следующий код может быть написан без точек с запятой.

Но при форматировании в одной строке следующим образом, вы должны использовать точки с запятой -

Примечание. Хорошая практика программирования заключается в использовании точек с запятой.

Чувствительность корпуса

JavaScript - это язык с учетом регистра. Это означает, что ключевые слова, переменные, имена функций и любые другие идентификаторы всегда должны вводиться с последовательной заглавной буквой.

Таким образом, идентификаторы Time и TIME будут передавать различные значения в JavaScript.

ПРИМЕЧАНИЕ. Следует соблюдать осторожность при написании имен переменных и функций в JavaScript.

Программа на JavaScript состоит из переменных, операторов, функций, объектов и других конструкций языка. Все они будут подробно рассмотрены в данном учебнике. А в этой теме я расскажу, как они пишутся в коде программы. Синтаксис JavaScript обыкновенный и во многом совпадает с другими языками прораммирования.

Пробелы и перевод строки

JavaScript не требует присутсвия пробелов между переменными и различными орераторами. Но позволяет ставить пробелы там, где Вам нужно:

Перевод строки тоже можно производить там, где Вам удобно. Есть одно исключение: нельзя делать перевод строки внутри текста, находящегося в кавычках. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен при изучении строк. В остальных случаях Вы сами решаете, где переводить строку

Можно написать так:

Однако, я рекомендую ставить точку с запятой после каждого оператора и вызова функции. Во-первых, отсутствие точки с запятой допустимо не всегда, и может возникнуть ошибка. Во-вторых, это распространённый стиль грамотного написания кода, и лучше сразу к нему привыкать. Желательно соблюдать правило: каждая строка должна заканчиваться точкой с запятой. Исключение составляют конструкции языка, для которых предусмотрены свои знаки. Например, некоторые операторы.

При написании своих названий, например, при создании переменных, тоже учитывается регистр символов. company и Company - это две разные переменные.

Синтаксис JavaScript

С 1995 года JavaScript прошел длинный путь от скромного компонента браузера Netscape до современных высокопроизводительных JIT-интерпретаторов. Казалось бы, всего лет пять назад разработчики были ошеломлены появлением Ajax, а уже сейчас сложные JavaScript-приложения достигли объемов в сотни и тысячи строк кода.

В прошлом году появилось новое поколение JavaScript-приложений, ничем не отличающихся от приложений рабочего стола, - невероятный прогресс веб-технологий. Ушли в прошлое медленно выполняемые запросы страниц при каждом взаимодействии пользователя с приложением. Движки JavaScript стали настолько мощными, что появилась возможность сохранять состояние на стороне клиента, что существенно ускорило реакцию приложения и улучшило качество его работы.

Если вы знаете другие языки программирования, вам может оказаться полезна информация, что JavaScript является высокоуровневым, динамическим, нетипизированным и интерпретируемым языком программирования, который хорошо подходит для программирования в объектно-ориентированном и функциональном стилях. Свой синтаксис JavaScript унаследовал из языка Java, свои первоклассные функции – из языка Scheme, а механизм наследования на основе прототипов – из языка Self. Но вам не требуется знать все эти языки или быть знакомыми с их терминологией для изучения JavaScript.

В этой статье мы рассмотрим базовые лексические структуры языка.

Символы

При написании программ на JavaScript используется набор символов Юникода. Юникод является надмножеством кодировок ASCII и Latin-1 и поддерживает практически все письменные языки, имеющиеся на планете. Стандарт ECMAScript 3 требует, чтобы реализации JavaScript обеспечивали поддержку стандарта Юникода версии 2.1 или выше, а стандарт ECMAScript 5 требует, чтобы реализации обеспечивали поддержку стандарта Юникода версии 3 или выше.

Чувствительность к регистру

JavaScript – это язык, чувствительный к регистру символов. Это значит, что ключевые слова, имена переменных и функций и любые другие идентификаторы языка должны всегда содержать одинаковые наборы прописных и строчных букв.

Например, ключевое слово while должно набираться как «while», а не «While » или «WHILE». Аналогично myvar, Myvar, MyVar и MYVAR – это имена четырех разных переменных. Заметим, однако, что язык разметки HTML (в отличие от XHTML) не чувствителен к регистру. Так как HTML и клиентский JavaScript тесно связаны, это различие может привести к путанице. Многие JavaScript-объекты и их свойства имеют те же имена, что и теги и атрибуты языка HTML, которые они обозначают. Однако если в HTML эти теги и атрибуты могут набираться в любом регистре, то в JavaScript они обычно должны набираться строчными буквами.

Например, атрибут onclick обработчика события чаще всего задается в HTML как onClick, однако в JavaScript-коде (или в XHTML-документе) он должен быть обозначен как onclick.

Пробелы, переводы строк и символы управления форматом

JavaScript игнорирует пробелы, которые могут присутствовать между лексемами в программе. Кроме того, JavaScript также по большей части игнорирует символы перевода строки. Поэтому пробелы и символы перевода строки могут без ограничений использоваться в исходных текстах программ для форматирования и придания им удобочитаемого внешнего вида.

Помимо обычного символа пробела (\u0020 ) JavaScript дополнительно распознает как пробельные следующие символы: табуляция (\u0009 ), вертикальная табуляция (\u000B ), перевод формата (\u000C ), неразрывный пробел (\u00A0 ), маркер порядка следования байтов (\uFEFF ), а также все символы Юникода, относящиеся к категории Zs.

Следующие символы распознаются интерпретаторами JavaScript как символы конца строки: перевод строки (\u000A ), возврат каретки (\u000D ), разделитель строк (\u2028 ) и разделитель абзацев (\u2029 ). Последовательность из символов возврата каретки и перевода строки интерпретируется как единственный символ завершения строки.

Символы Юникода, управляющие форматом (категория Cf), такие как RIGHT-TO-LEFT MARK (\u200F ) и LEFT-TO-RIGHT MARK (\u200E ), управляют визуальным представлением текста, в котором они присутствуют. Они имеют большое значение для корректного отображения текста на некоторых языках и являются допустимыми в комментариях JavaScript, строковых литералах и в литералах регулярных выражений, но не в идентификаторах (таких как имена переменных), определяемых в программах JavaScript. Исключение составляют ZERO WIDTH JOINER (\u200D ) и ZERO WIDTH NON-JOINER (\u200C ), которые можно использовать в идентификаторах при условии, что они не являются первыми символами идентификаторов.

Полную таблицу символов Unicode вы можете посмотреть на сайте Unicode Table .

Необязательные точки с запятой

Как и в других языках программирования, для отделения инструкций друг от друга в языке JavaScript используется точка с запятой (;). Использование точек с запятой имеет важное значение для ясного выражения намерений программиста: без этого разделителя по ошибке можно принять конец одной инструкции за начало следующей и наоборот.

Обычно в JavaScript точку с запятой между инструкциями можно не ставить, если они находятся в разных строках. (Точку с запятой можно также опустить в конце программы или если следующей лексемой в программе является закрывающая фигурная скобка }.) Многие программисты на JavaScript используют точки с запятой для явного обозначения концов инструкций, даже если в этом нет необходимости.

Взгляните на следующий фрагмент. Поскольку две инструкции находятся в разных строках, первую точку с запятой можно опустить:

Однако если эти инструкции записать, как показано ниже, первая точка с запятой становится обязательной:

Комментарии

JavaScript поддерживает два способа оформления комментариев. Любой текст между символами // и концом строки рассматривается как комментарий и игнорируется JavaScript. Любой текст между символами /* и */ также рассматривается как комментарий. Эти комментарии могут состоять из нескольких строк, но не могут быть вложенными. Следующие строки представляют собой корректные JavaScript-комментарии:

// Это однострочный комментарий. /* Это тоже комментарий */ // а это другой комментарий. /* Это еще один комментарий. Он располагается в нескольких строках. */

Идентификаторы и зарезервированные слова

Идентификатор - это просто имя. В JavaScript идентификаторы выступают в качестве имен переменных и функций, а также меток некоторых циклов. Идентификаторы в JavaScript должны начинаться с буквы, с символа подчеркивания (_) или знака доллара ($) . Далее могут следовать любые буквы, цифры, символы подчеркивания или знаки доллара. (Цифра не может быть первым символом, так как тогда интерпретатору трудно будет отличать идентификаторы от чисел.) Примеры допустимых идентификаторов:

I my_variable_name v13 _myvar $str

Для совместимости и простоты редактирования для составления идентификаторов обычно используются только символы ASCII и цифры. Однако JavaScript допускает возможность использования в идентификаторах букв и цифр из полного набора символов Юникода. Это позволяет программистам давать переменным имена на своих родных языках и использовать в них математические символы:

Var имя = "Александр"; var Π = 3.14;

JavaScript резервирует ряд идентификаторов, которые играют роль ключевых слов самого языка. Эти ключевые слова не могут служить идентификаторами в программах. JavaScript также резервирует некоторые ключевые слова, которые в настоящее время не являются частью языка, но которые могут войти в его состав в будущих версиях. В приведенной таблице перечислены все ключевые слова по категориям:

Зарезервированные ключевые слова JavaScript Категория Ключевые слова
Базовые идентификаторы break delete function return typeof
case do if switch var
catch else in this void
continue false instanceof throw while
debugger finally new true with
default for null try
Новые ключевые слова в стандарте EcmaScript 5 class const enum export
extends import super
Зарезервированные слова в строгом режиме (в обычном они доступны) implements let private public yield
interface package protected static


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!