Энциклопедия мобильной связи

Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой в россии. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой Информационные технологии в сфере жкх

Статья посвящена практике применения методик компьютерного моделирования в областях тепло-, водоснабжения и водоотведения. Рассмотрены задачи и методы моделирования централизованных коммунальных систем для выявления и устранения гидравлической разбалансировки, разработки и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также возможности применения в этой работе геоинформационных систем (ГИС).

Современные информационные технологии в ЖКХ могут решить большинство из существующих проблем в этой сфере.

Практикующие инженеры знают, что основная причина ухудшения качества услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения - неоптимальные режимы работы соответствующих централизованных систем. Результатом могут стать неоправданные потери тепла и воды, перерасход электроэнергии, газа (топлива), а также увеличение количества жалоб потребителей. Чтобы система функционировала в оптимальном режиме, рекомендуется периодически проводить комплекс наладочных мероприятий*. Но иногда, при решении масштабных задач (например, модернизации и развития коммунального хозяйства города), требуется рассматривать техническую систему в более широком контексте, с учетом ее окружения. Необходимо учитывать финансовое состояние и техническое обеспечение предприятий ЖКХ, необходимость подключения к сетям новых потребителей, доступность различных видов топлива, административное регулирование и многое другое. Решению этих задач могут помочь схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

*Отраслевой стандарт. Тепловые сети. Режимная наладка систем централизованного теплоснабжения. ОСТ 36-68-82. 1982.

Под схемой теплоснабжения (поселения или городского округа) понимается «документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»). Коротко говоря, в состав схемы теплоснабжения входит подробное описание текущего состояния систем теплоснабжения (поселения или городского округа) и 15-летний план их развития.

Схемы водоснабжения и водоотведения имеют аналогичный смысл: это «совокупность графического… и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения и направлений их развития» на 10-летнюю перспективу (постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»).

  • Закрыть, нельзя оставить: о переходе с открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на закрытые

Задачи схем теплоснабжения определяет государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.». Программа предполагает:

  • уменьшение удельного расхода топлива при производстве тепла до 167,2 кг у. т./Гкал;
  • сокращение удельного расхода электроэнергии до 12 кВт∙ч/Гкал;
  • повышение выработки электричества за счет когенерации до 57 млрд кВт∙ч (5 % общей выработки электроэнергии в России);
  • уменьшение потерь тепла в сетях до 10,7 %.

К сведению

Расходы на коммунальные услуги составляют более 10 % в структуре расходов населения. Для беднейших социальных слоев этот показатель достигает 15–17 %.

Источник: gks.ru

Электронные модели систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

Требования к схемам для городских округов с населением более 100 тыс. человек установлены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Схема должна включать электронную модель, которая:

  • содержит графическую и семантическую информацию об объектах системы теплоснабжения с привязкой к топооснове;
  • позволяет производить расчеты теплогидравлических режимов;
  • помогает формировать программу оперативных переключений и возможных присоединений потребителей;
  • рассчитывает балансы тепловой энергии;
  • определяет значения показателей надежности теплоснабжения.

Аналогичные требования определены для электронных моделей водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782).

Наш опыт показывает, что моделирование и последующая режимная наладка тепловой сети позволяет достигнуть этих показателей и сэкономить 3–10 % суммарных расходов на теплоснабжение*. В масштабе расходов тепловой сети котельной или ТЭЦ мощностью 100 Гкал/ч экономия может достигать 30 млн руб. в год. Мероприятия же по наладке будут стоить на порядок дешевле, а проводить их можно не чаще одного раза в пять лет.

*В. Л. Говоров, С. Г. Легостин, А. В. Луняков, М. А. Галахов. Современный подход к наладке и модернизации систем централизованного теплоснабжения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. № 3. Часть I;

В.Л. Говоров, С. Г. Легостин, А. В. Луняков, М. А. Галахов. Электронная модель системы теплоснабжения и современный подход к наладке и модернизации тепловых сетей. Электронный ресурс. http://geoinfograd.ru

  • Приборы для ограничения водоотведения: законность применения

Для менее крупных (менее 100 тыс. человек) муниципальных образований электронная модель, позволяющая решать задачи моделирования системы теплоснабжения, выполнять гидравлический расчет и наладку тепловых сетей, рассчитывать показатели надежности теплоснабжения, моделировать отключения/переключения участков, сегментов сети и потребителей, в т. ч. при аварийных ситуациях и их ликвидации, также полезна. Особенно актуальна она для городов - как по соображениям экономии тепла и энергоресурсов и уменьшения жалоб потребителей, так и по требованиям Ростехнадзора (приказ Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314). В ООО «ГеоИнфоГрад» для создания такой электронной модели используется программно-расчетный комплекс ZuluThermo. Примерный вид расчетной модели показан на рис. 1.

Процесс разработки электронной модели и мероприятий по наладке и регулированию системы централизованного теплоснабжения можно разбить на этапы.

1. Запрос у теплоснабжающей организации исходных данных по системе теплоснабжения, их уточнение.

2. Создание компьютерной модели топологии сети с привязкой к местности (в масштабе) на основе графических материалов, обследования или описания.

3. Анализ и систематизация исходных документов и данных по тепловой сети. Подготовка информации для расчета на ЭВМ. Создание расчетной модели (схемы) тепловых сетей и ввод данных по тепловой сети. Выполнение расчета на ЭВМ и анализ результатов расчета.

4. Верификация данных, калибровка модели, определение гидравлических характеристик участков сетей.

5. Теплогидравлические расчеты тепловых сетей:

  • гидравлический расчет и разработка гидравлического режима (режимов);
  • расчет дроссельных устройств.

6. Разработка мероприятий по наладке системы централизованного теплоснабжения. Оформление в виде отчета.

7. Внедрение разработанных мероприятий (в межотопительный период выполняют, как правило, теплоснабжающая организация и управляющие организации).

8. Замеры параметров работы системы теплоснабжения для регулирования. Корректировка расчетной модели и разработка мероприятий по регулированию тепловых сетей по результатам работы системы теплоснабжения в устойчивом режиме после внедрения мероприятий по наладке тепловых сетей (следующий отопительный период).

В процессе таких работ (либо независимо от них) могут выполняться поставка программного обеспечения (ПО) для работы с электронной моделью и теплогидравлических расчетов, обучение сотрудников заказчика работе с ПО ГИС Zulu, ZuluThermo и электронной моделью.

Для справки

«18. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанных в п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (п. 23.1 настоящих Методических рекомендаций)».

  • Новые технологии в системах отопления и горячего водоснабжения, теплообменное оборудование

Экономический эффект от применения современных информационных технологий в ЖКХ

Оценка экономического эффекта от наладки системы теплоснабжения показывает, что эти мероприятия для разбалансированной системы, как правило, должны окупаться в течение одного отопительного периода после их проведения и давать в дальнейшем экономический эффект, соответствующий устраненной разбалансировке системы. Организационный эффект от наладки состоит в уменьшении числа жалоб и судебных разбирательств с потребителями тепла. В целом эффект от наладки можно оценить как 1–10 % от реализации тепла за счет уменьшения перерасходов газа на выработку тепла и электроэнергии на работу сетевых насосов.

Экономический эффект от использования схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для планирования эксплуатации, модернизации и развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения оценить сложнее. Сама схема теплоснабжения прямой выгоды приносит немного - только удовлетворение требованиям закона и постановления правительства. Однако она позволяет выявить факторы неэффективности систем теплоснабжения и возможности улучшения их работы за счет перехода на более дешевое топливо, использования более эффективных котельных или ТЭЦ, уменьшения потерь в сетях, снижения аварийности, устранения перетопа, более эффективного использования ресурсов теплоснабжающей организации и др. Также схема теплоснабжения послужит платформой для обоснования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций. Для разработки финансового плана модернизации систем теплоснабжения требуется грамотный системный подход к технической части мероприятий с учетом экономической ситуации в теплоснабжающих организациях, особенностей правового регулирования в сфере ЖКХ, а также новых требований Минэнерго России и Ростехнадзора по отношению к показателям энергоэффективности и аварийности.

Возможно достижение финансового результата порядка 10–20 % затрат на реализацию мероприятий. Во многом эффект достигается за счет перевода наиболее крупных котельных с мазута или дизельного топлива на газ: затраты на выработку тепловой энергии при этом могут снизиться в 2–3 раза. Некоторое время стоимость мазута и дизельного топлива была ниже за счет налоговых преференций для НПЗ, но сейчас выработка 1 Гкал на газе уже в три раза дешевле, чем выработка 1 Гкал на дизельном топливе или мазуте. А в долгосрочном периоде ожидается дальнейшее удорожание жидкого топлива по сравнению с газом. При достаточной газификации местности переход на газовые котельные представляется неизбежным. А значит, в программах модернизации теплоэнергетической отрасли крайне желательно участие Газпрома как одного из главных бенефициаров этой модернизации.

Пример

Оценим экономический эффект от внедрения схемы теплоснабжения с электронной моделью для города с численностью населения 30–50 тыс. человек и с 5–10 котельными (100–150 Гкал/ч).

Стоимость мероприятий по модернизации системы теплоснабжения - около 50 млн руб. в год. Издержки неэффективного планирования ~ 10 %, т. е. 5 млн руб. Подробная схема теплоснабжения с электронной моделью стоит 1–1,2 млн руб. Такая схема позволит существенно снизить издержки неэффективного планирования.

  • Какие требования предъявляются к договору ресурсоснабжения?

Препятствия для внедрения новейших информационных технологий в сфере ЖКХ

Какие проблемы встречаются при внедрении электронных моделей на ресурсоснабжающих предприятиях? Наш опыт показывает, что в списке частых проблем, как правило, следующие.

1. Низкая рентабельность или убыточность многих теплоснабжающих организаций и водоканалов. Как следствие, отсутствуют свободные средства, в приоритете другие задачи - например, ремонт сетей и источников.

2. Отсутствие достаточно квалифицированного персонала, а также недостаточная автоматизация имеющегося на рынке ПО для решения этих задач менее квалифицированным персоналом.

3. Отсутствие у администраций городов, поселений, районов (ответственных за разработку и актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) достаточных средств на качественную разработку схем и понимания требований к схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

4. Проблемы межведомственного взаимодействия и стандартизации. Разработчики генпланов не всегда предоставляют данные разработчикам схем теплоснабжения или администрациям, теплоснабжающим организациям. Формат представляемых данных не всегда соответствует требованиям, или отсутствуют сами требования к форматам обмена данными.

Для решения проблемы низкой рентабельности или убыточности теплоснабжающих организаций и водоканалов необходимо разработать разумные методики и системы расчета себестоимости производства и реализации услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения и соответствующих тарифов с учетом необходимых расходов на эксплуатацию, модернизацию и развитие систем. Также следует расширять практику и объем муниципальных облигаций для финансирования проектов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, включать эти работы в инвестпрограммы, часть работ делегировать застройщикам.

Отсутствие достаточно квалифицированного персонала на предприятиях теплоснабжения отмечалось многими участниками отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение-2016: приоритеты стратегического развития», прошедшей 7-8 сентября в Москве. Однако этой проблеме не уделено достаточного внимания в проекте Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года*. Полезно развивать дистанционное (через интернет) очно-заочное обучение, повышать функциональность используемого в отрасли ПО для уменьшения потребности в квалифицированном персонале. Например, на курсах в ООО «ГеоИнфоГрад» можно научиться применять программы ГИС Zulu, ZuluThermo, ZuluHydro, ZuluDrain при создании электронных расчетных моделей систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, наладке тепловых сетей, для гидравлических расчетов и оптимизации гидравлических режимов сетей водоснабжения и водоотведения.

*www.energosovet.ru

На современном рынке представлено ПО, автоматизирующее многие процессы учета, представления, расчетов и моделирования систем теплоснабжения. Однако осталось немало задач, которые все еще ждут автоматизации.

Моделирование в теплоснабжении используется также для решения задач:

  • автоматизации и диспетчеризации работы котельных и сетей;
  • контроля за расходом топлива и потребляемого тепла;
  • мониторинга состояния систем теплоснабжения;
  • поддержки принятия решений о развитии систем теплоснабжения;
  • оценки экономической эффективности мероприятий и экономического регулирования в сфере теплоснабжения.

Последние три задачи приходится решать в рамках процесса разработки или актуализации схемы теплоснабжения.

Существующие программные решения обеспечивают большую часть потребностей предприятия, осуществляющего наладку и гидравлические расчеты тепловых сетей. В частности, в состав используемого нами отечественного программного комплекса ZuluThermo входят следующие компоненты:

  • геоинформационная система;
  • модуль для решения коммутационных задач;
  • модуль поверочного теплогидравлического расчета тепловой сети (расчет режимов);
  • модуль наладочного теплогидравлического расчета тепловой сети (наладка) согласно ОСТ 36-68-82;
  • модуль для конструкторского расчета;
  • ПО для построения пьезометрических графиков (рис. 1);
  • модуль расчета нормативных тепловых потерь в тепловых сетях;
  • модуль расчета надежности системы теплоснабжения.

Набор возможностей данной ГИС (с модулями) практически полностью удовлетворяет требованиям к электронной модели схемы теплоснабжения согласно постановлению Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Однако на практике остается ряд недостаточно автоматизированных задач.

Первая - сбор и обработка исходных данных с последующей загрузкой результатов в базу данных тепловой сети. Для более быстрой и качественной разработки или актуализации схемы теплоснабжения в ходе проведения работ в ООО «ГеоИнфоГрад» была выполнена частичная автоматизация данного процесса. Автоматические расчеты производятся в Microsoft Excel, что позволяет инженерам теплосетевого предприятия заносить запрашиваемые исходные данные в привычном формате. Результаты расчетов можно экспортировать как в семантическую базу данных ZuluThermo для дальнейшей работы, так и непосредственно в отчеты о схеме теплоснабжения.

Определение гидравлических характеристик системы по стандартной методике ОРГРЭС (РД 34.20.519–97*) может быть осложнено необходимостью отключения потребителей на время проведения испытаний. В соответствии с методикой требуется выделить циркуляционное кольцо из участков магистралей подающей и обратной линий от источника тепла и врезаемой перемычки в конце кольца. В нем создаются специальные режимы, связанные с повышенными расходами воды. Поскольку это не всегда возможно, «ГеоИнфоГрад» разработал свою методику, аналогичную методике ВТИ (РД 153–34.1–20.526–00**). Она позволяет определять гидравлические характеристики трубопроводов водяных тепловых сетей в условиях эксплуатации на основе данных замеров в контрольных точках сети, в т. ч. с помощью ультразвуковых расходомеров с накладными датчиками.

*РД 34.20.519–97 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери». Утверждены департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» 25 апреля 1997 г.

**РД 153–34.1–20.526–00 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери без нарушения режимов эксплуатации». Утверждены департаментом стратегии развития и научно-технической политики РАО «ЕЭС России» 4 мая 2000 г.

  • ГИС ЖКХ: пошаговая инструкция по регистрации и добавлению информации

Задачи для автоматизации моделирования систем

1. Автоматизация поиска и устранения ошибок в исходных данных

Заказчик может предоставить неполные, противоречивые или устаревшие данные о параметрах системы. Прямолинейное использование таких данных неизбежно приводит к ошибкам в модели. Часть простых ошибок - незаполненные исходные данные, заведомо нереальные данные - находит программа ZuluThermo. Однако многие менее очевидные ошибки еще остаются и требуют анализа получаемых результатов расчетов. Нами разработана методика локализации и классификации ошибок, которая применяется ведущими специалистами при разработке моделей для наладочных мероприятий.

Классификация ошибок позволяет опознать источник их возникновения по результатам гидравлического расчета. Мы различаем следующие основные виды ошибок в модели сети:

  • ошибочные диаметры труб;
  • неправильная топология сети;
  • неправильные значения нагрузки на стороне потребителя;
  • неверные параметры источника (давление в обратке, располагаемый напор);
  • неверный температурный график.

Для индикации ошибки строится пьезографик, и его поведение на различных участках сети позволяет с большой степенью уверенности указать на один из описанных видов ошибок. Методика уже успешно применяется и нашими партнерами.

2. Калибровка компьютерной модели системы

Как правило, на предприятиях отсутствуют исходные данные для гидравлического (поверочного) и наладочного расчетов: шероховатости и зарастания, сопротивления участков сетей, сопротивления внутридомовых систем отопления, теплообменников, диаметры установленных шайб и сопел элеваторов. Зачастую невозможно провести гидравлические испытания для определения гидравлических характеристик. Причины: невозможно измерить непосредственно физически, или это слишком затратно финансово - экономика предприятия не позволяет; отсутствуют квалифицированные сотрудники, способные в соответствии с существующими методиками выполнить гидравлические испытания и по их результатам рассчитать эти параметры; отсутствуют свободные средства, знания для привлечения квалифицированных сотрудников, организаций.

Расчеты в ZuluThermo не дают возможности вычислить требуемые параметры непосредственно, но позволяют за несколько итераций подобрать эти значения на «критических» участках сети и затем распространить на аналогичные участки.

Пример последовательности действий:

1) запрос параметров (давления, расходы, температуры) по контрольным точкам: источникам, ЦТП, проблемным и концевым потребителям;

2) верификация «ошибок» - обследование (как вариант - выборочное) с фотографированием сетей, колодцев, камер, тепловых пунктов; снятие показаний измерительных приборов, приборов учета; замеры с помощью переносных измерительных приборов (пирометра, ультразвукового расходомера);

3) оценка неизвестного падения давления (гидравлического сопротивления) на внутридомовых системах отопления потребителей. Используется так называемая формула Легостина. В ее основу легло эмпирическое правило, применяемое опытным теплотехником С. Г. Легостиным. В формализованном виде это правило выглядит следующим образом:

-∆H = 0,4 0,6Q,

где ∆H - падение давления на внутридомовой системе отопления, м вод. ст.;

Данная формула используется в качестве первого приближения для вычисления (подбора) этого неизвестного «неизмеримого» параметра;

4) подбор эквивалентных шероховатостей - решение обратной задачи поверочного гидравлического расчета.

В первом приближении принимаем:

На выбор «критических» участков, число необходимых итераций, точность полученного результата существенно влияют квалификация и интуиция исполнителя. От этого будут зависеть точность, адекватность полученной модели системы теплоснабжения, а значит, качество разработанных на ее основе мероприятий по наладке системы теплоснабжения и, соответственно, количество потребителей, требующих регулирования в следующий отопительный период, объем и стоимость этих работ.

Автоматизация (программирование) таких процедур позволит снизить требования к квалификации персонала, сроки и стоимость работ по наладке и регулированию систем теплоснабжения, повысить точность, качество результата. Основные (технические) результаты предлагаемого решения:

  • автоматизированное определение контрольных точек - мест замеров параметров системы для калибровки модели;
  • автоматизированное определение эквивалентных шероховатостей участков сетей и гидравлических сопротивлений внутридомовых систем по данным замеров в контрольных точках без нарушения режимов эксплуатации системы теплоснабжения.

3. Подключение нового потребителя

Есть: работающая система (системы) теплоснабжения и план строительства здания (зданий) - потребителя (потребителей) тепла. Задачи: выявить оптимальную точку (точки) подключения потребителя (потребителей) к тепловым сетям; определить необходимые мероприятия по реконструкции (строительству элементов) системы теплоснабжения (сетей, источников, ЦТП, насосных станций), наладке системы для подключения новых потребителей без ущерба для старых (без потери качества, безопасности и надежности теплоснабжения) с учетом оптимизации стоимости этих мероприятий и продолжительного экономического эффекта от подключения.

  • Неучтенные расходы и потери воды: методика определения и борьбы

4. Автоматизация разработки, актуализации и верификации электронных моделей и схем теплоснабжения

Для схемы теплоснабжения недостаточно только бумажного документа. Это должна быть компьютерная система, позволяющая на основе исходных данных рассчитывать вычисляемые значения параметров системы теплоснабжения и автоматизированно формировать «бумажную» схему теплоснабжения как отчетный документ. При актуализации - все автоматически пересчитывать.

В «ГеоИнфоГраде» разработана Система автоматизации схемы теплоснабжения городского округа Фрязино, дополняющая электронную модель на основе программно-расчетного комплекса ZuluThermo. Она позволяет анализировать существующее состояние системы теплоснабжения городского округа и моделировать ее развитие в соответствии с планом развития города и постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.

Среди основных результатов применения модели - перспективные балансы тепловой мощности, теплоносителя и топлива, расходов и доходов от реализации тепла, а также финансовые результаты деятельности теплоснабжающей организации с учетом затрат на строительство и реконструкцию источников тепла и тепловых сетей, прогноз себестоимости вырабатываемой и отпускаемой тепловой энергии. Такое решение можно рассматривать как прототип требуемой автоматизированной системы «Схема теплоснабжения».

Разработанная Система автоматизации схемы теплоснабжения включает подсистемы:

  • модуль данных о климате, используемом топливе, требованиях ГОСТ и ОСТ и др.;
  • данные генплана;
  • данные о действующих и перспективных зонах теплоснабжения;
  • топливные балансы;
  • балансы мощности и теплоносителя;
  • калькуляции материальных и финансовых затрат по зонам теплоснабжения;
  • обоснование инвестиций в развитие систем теплоснабжения.

Если внесены данные в первые три модуля, то на их основе производятся все остальные необходимые расчеты. Данные представляются в виде, готовом как для вставки в отчет, так и для использования в создании электронной модели.

Образец применения Системы автоматизации схемы теплоснабжения - актуализация схемы теплоснабжения городского округа Фрязино до 2029 г. В частности, для схемы теплоснабжения, наладки тепловых сетей и моделирования аварийных режимов была создана электронная модель системы теплоснабжения в ZuluThermо: www.geoinfograd.ru/f/shema-fr.

Основные возможности Системы автоматизации схем теплоснабжения и существенные отличия ее от электронной модели системы теплоснабжения, соответствующей требованиям постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, представлены на рис. 2.

В дальнейшем в системе следует реализовать следующие функции:

  • автоматическое определение необходимого списка исходных данных;
  • автоматизированная выдача запроса на предоставление исходных данных;
  • автоматизированное составление форм (таблиц) для заполнения исходными данными;
  • автоматическая проверка внесения необходимых данных;
  • автоматизированная обработка исходных данных и автоматизированный расчет промежуточных данных, необходимых для составления схемы теплоснабжения;
  • автоматизированное заполнение форм (таблиц), характеризующих схему теплоснабжения (в соответствии с методическими указаниями по составлению схем теплоснабжения);
  • автоматизированное составление отчетного документа по схеме теплоснабжения;
  • автоматическая проверка документа на соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154;
  • автоматизированное внесение изменений в схему теплоснабжения, в т. ч. для ежегодной актуализации.

Полезными будут и дополнительные функции:

  • автоматическая выдача инструкций по реализации (выполнению) схемы теплоснабжения;
  • автоматизированное составление бизнес-планов для привлечения инвестиций.

Система автоматизации должна быть совместима с Microsoft Word, Microsoft Excel, ГИС Zulu, ZuluThermo и сохранять функционал при составлении схемы теплоснабжения для любого типа поселений - городских округов и городских поселений, сельских поселений.

Выводы

Для автоматизации многих задач (процессов) учета, моделирования, наладки и планирования развития систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сегодня разработано специальное программное обеспечение. И организации, и предприятия коммунального комплекса его уже применяют. Однако многие задачи (процессы) в этой области все еще не автоматизированы (не запрограммированы) или недостаточно автоматизированы. Для их автоматизации нужно подтвердить потребность в этом предприятий отрасли, установить приоритеты, уточнить требования, разработать стандарты для соответствующих автоматизированных систем (ПО).

Автоматизация (программирование) таких процедур и применение современных информационных технологий в сфере ЖКХ позволят снизить требования к квалификации персонала или количество необходимых специалистов, уменьшить сроки и стоимость работ по наладке и регулированию систем теплоснабжения, оптимизации гидравлических режимов работы систем централизованного водоснабжения и водоотведения, разработке и актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также повысить точность, качество результата.

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

1. Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство

2. Водоснабжение и водоотведение;

3. Коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

4. Городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

5. Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения);

6. Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

7. Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

8. Зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

9. Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. Городское хозяйство можно рассматривать как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:

· сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

· особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

· сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

· отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);

· многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;

· сочетание крупного (производство энергии, Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

· рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

· особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;

· необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;

· многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации). Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Отрасли ЖКХ можно классифицировать таким образом:

· санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

· внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

· коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети,

коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

· коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

· внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

· подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную "сосудистую систему", связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).

К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной

является ЖКХ.

Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона. ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

По экспертным оценкам ЖКХ охватывает в среднем от 50 до 70% основных фондов, находящихся в муниципальной собственности и служит, таким образом, материальной основой функционирования местных органов исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности. Недостаток средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ из-за нерационального механизма их формирования и использования, частых и неоправданных реорганизаций структуры управления ЖКХ привели к резкому снижению надежности функционирования объектов ЖКХ. На 38% увеличилась их аварийность.

Дефицит финансирования ЖКХ усугубляется отсутствием должного нормативно - правового обеспечения функционирования этой отрасли сферы услуг.

В связи с общим снижением уровня жизни населения и ростом тарифов значительно уменьшился спрос на многие платные виды услуг (ремонт и эксплуатация жилищного фонда, бытовые услуги и др.), сужается круг их потребителей. В результате резко увеличился разрыв в объемах и качестве коммунальных услуг, оказываемых в странах с развитой рыночной экономикой. Это обуславливает социальную напряженность в обществе, особенно в зимний период. Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает: средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей (включая одиночек) проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

В среднем на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади, при этом у трети семей (включая одиночек) - менее 9 кв. м. жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.

Уровень благоустройства жилищного фонда остается низким, значительная его часть не соответствует нормативам не только по объему, но и по качественным характеристикам. В городах и поселках городского типа каждая пятая квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением. В них проживает, на сегодняшний день, более 40 млн. человек.

Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др. Их глубинной основой является неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм установления тарифов и сбора оплаты за коммунальные услуги, системы платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.

С 1990 г. темпы роста жилищного строительства неуклонно сокращались из-за роста цен на строительные материалы и оборудование при сокращении их производства, увеличения транспортных расходов, а также резкого сокращения централизованного финансирования жилищного строительства.

ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей народного хозяйства. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен.

Анализ развития системы информационной поддержки жилищно-коммунальной отрасли позволяет структурировать данные, используемые в целях оказания поддержки предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и представляющие для них интерес.

Наибольшим спросом пользуются следующие виды информационных ресурсов:

1. Нормативно-правовые документы;

2. Методические разработки;

3. Информация, связанная с муниципальным заказом;

4. Инвестиционные проекты, системы поддержки;

5. Тарифы, цены, финансовые схемы;

6. Региональные мониторинги хода реформы управления и энергоресурсосбережения;

7. Материалы, оборудование, машины, технологии;

8. Деловая пресса;

9. Социально-экономическая информация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ публикаций и монографий по вопросам информации, информатизации и информационных технологий как объекта правового регулирования. Краткая характеристика государственного управления в области информации, информатизации и информационных технологий.

    реферат , добавлен 16.12.2012

    Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Государственная политика в области информационных технологий. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций, использование информационных систем с архитектурой "электронного правительства".

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Правовые аспекты международного сотрудничества в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. Проблемы преступлений, связанные с развитием информационных технологий. Особенности международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью.

    реферат , добавлен 12.10.2015

    Особенности законодательства в области информатизации деятельности органов государственного управления России на современном этапе. Проблемы внедрения информационных технологий Интернет в деятельность Муниципального образования "Оренбургский район".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Предметы правового регулирования в сфере информационных технологий (ИТ): продукты и услуги. Виды угроз информационной безопасности. Объективные и субъективные угрозы. Ответственность за правонарушения в сфере ИТ по гражданскому законодательству.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2015

    Роль информационных технологий и систем в муниципальном управлении. Особенности ИТ, применяемых в МО "г. Воткинск". Интерфейс сетевой структуры. Характеристика и особенности информационно-телекоммуникационных технологий, применяемых в МО "г. Воткинска".

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Правовая классификация сведений подлежащих защите. Государственное регулирование защиты информационных технологий. Специальные технические требования и рекомендации. Стандартизация, качество и сертификация программных средств информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015












1 из 11

Презентация на тему: Информационные технологии в ЖКХ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере. Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

№ слайда 3

Описание слайда:

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций. Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций. Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ. Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

№ слайда 4

Описание слайда:

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников. В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников. Целью этой работы является исследование таких вопросов, как информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве. Задачи – изучение информационных технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.

№ слайда 5

Описание слайда:

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает: Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды Канализация - отведение сточных вод Капитальный ремонт зданий Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания) Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис. Сбор, вывоз и утилизация мусора Содержание придомовых территорий (благоустройство) Электроснабжение. Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу. http://ru.wikipedia.org/wiki/Жилищно-коммунальное_хозяйство http://mgkh.mosreg.ru/

№ слайда 6

Описание слайда:

ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации. ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации. Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др. Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения. Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций. Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает: ведение учета зданий, квартир; управление лицевыми счетами; ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления; начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем; группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений; ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными; расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца; ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами). Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов. Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")

№ слайда 7

Описание слайда:

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ. В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ. Основными целями создания ЕРКЦ являются: формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов; учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом; контроль собираемости платежей; создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах. Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются: оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг; подготовка и доставка населению платежных документов; предоставление льгот и субсидий; внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий; учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг; централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов. Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ: улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования; использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично; повышение оперативности обновления информационной базы; повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения; повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг. Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг к повышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств, перечисляемых этим организациям, определяется объемом фактически предоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемых услуг. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")

№ слайда 8

Описание слайда:

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры. За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительный объем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных с обеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе, организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сбор большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылки для обслуживания населения по принципу "одного окна". В этой связи особое внимание уделялось координации действий всех участников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров, созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях по начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги, об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.

№ слайда 9

Описание слайда:

Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного и некоторых других административных округов города. Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе Зеленограде. Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного и некоторых других административных округов города. Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе Зеленограде. В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово, Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан, Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное, благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешно работают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошую материально-техническую базу и квалифицированный персонал. Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня ее функционирования играет ОАО "Банк Москвы", выполняющий функции финансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учета денежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства. Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкой информационно-разъяснительной работой как непосредственно через единые информационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районные средства массовой информации. В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающих жилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, не превышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составил более 95%. Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центров требует дальнейшей доработки. В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категории плательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономической модели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Требуют решения вопросы более рациональной организации управления и функционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизации процессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевой городской программы Электронная Москва. Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление ряда ЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудников центров всех уровней. Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности

№ слайда 10

Описание слайда:

Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве. Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве. Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности. К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие: - повышение оперативности диспетчеризации; - обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории; - дистанционное управление объектами ЖКХ; - моделирование ситуаций; - бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги; - повышение качества работы с населением; - информационное обслуживание органов муниципального управления; - обмен информацией между органами муниципального управления; - экономия бюджетных средств.

№ слайда 11

Описание слайда:

Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы. Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы. На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа в целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.

Жилищно-коммунальное хозяйство -- комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:

  • · Водопровод -- устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
  • · Канализация -- отведение сточных вод
  • · Капитальный ремонт зданий
  • · Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
  • · Теплоснабжение -- обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
  • · Сбор, вывоз и утилизация мусора
  • · Содержание придомовых территорий (благоустройство)
  • · Электроснабжение.

Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий. Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них.

Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.

Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.

На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах -- не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.

В Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени -- эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. Кроме того, здесь вводится система предоплаты, которая позволит оплатить квартплату перед отпуском.

В Свердловской области оптимизированы процедуры сбора платежей в преддверии отопительного сезона. Проблема с задержкой платежей решена с помощью Комплексного расчетного центра (КРЦ), доступного на территории 36 городов Среднего Урала и обслуживающего 490 тысяч абонентов. В Екатеринбурге комплексный расчетный центр также обеспечивает прозрачность и оперативность поступающих платежей, а средства за коммунальные услуги пересылаются на счета их поставщиков.

География внедрений достаточно обширна, однако, "первопроходцами автоматизации" оказались, как правило, крупные города и, в основном, регионы-доноры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!