Энциклопедия мобильной связи

Гл шп огс гидроакустика обнаружение целей. Гидроакустические комплексы пл в противолодочной борьбе

В обозримом будущем подводные лодки и противолодочные самолеты российского военно-морского флота должны будут получить гидроакустические системы нового типа. Согласно последним сообщениям, до конца десятилетия военное ведомство намерено приобрести большое число средств слежения за подводной обстановкой. Подобные закупки позволят оснастить современными средствами обнаружения множество строящихся или модернизируемых подлодок, самолетов и т.д.

В конце марта на официальном сайте госзакупок министерством обороны был размещен новый заказ, касающийся дальнейшего развития материальной части ВМФ. Согласно опубликованной информации о тендере, министерство планирует закупить 55 гидроакустических комплексов (ГАК) семейства МГК-335ЭМ-03 «Кряква» в разных модификациях. На закупку всех требуемых изделий военное ведомство собирается потратить не более 194,6 млн рублей – в среднем свыше 5,3 миллиона за комплекс. Первые комплексы в рамках будущего заказа должны быть поставлены уже в этом году. Завершение поставок запланировано на 2019-й.

Общая схема комплекса МГК-335ЭМ-05

Согласно опубликованным данным, вооруженные силы намерены закупать комплексы «Кряква» трех модификаций, что позволит оснастить ими подводные лодки, противолодочные самолеты и стационарные системы. Для подводных сил закупается 16 комплексов «Кряква-А». Такое же число систем должна получить морская авиация. 23 комплекта версии «Кряква-В» будет приобретено для станций гидроакустической разведки.

Заявки на тендер принимаются до 17 апреля. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку требуемых изделий, после чего стартует их производство. Как уже упоминалось, военное ведомство желает получить первые гидроакустические комплексы требуемых типов уже в этом году.

По имеющимся данным, гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03 «Кряква» был создан концерном «Океанприбор» (г. Санкт-Петербург). Этот комплекс предназначен для установки на кораблях малого и среднего водоизмещения. Имеется возможность монтажа всей необходимой аппаратуры как в ходе строительства кораблей, так и во время ремонта и модернизации. В последнем случае система «Кряква» является заменой для более старого комплекса МГК-355МС. По имеющимся данным, на базе корабельного комплекса были созданы новые модификации, предназначенные для эксплуатации на других носителях. Как следствие, ГАК семейства «Кряква» могут также использоваться подводными лодками, самолетами и стационарными системами разведки.

Вне зависимости от носителя комплексы имеют схожие задачи и максимально унифицированы. Главной их задачей является поиск подводных лодок. Обнаружение целей производится в активном режиме при помощи эхолокации либо в пассивном – в таком случае отслеживаются собственные шумы целей. Кроме того, предусмотрена возможность обнаружения сигналов других комплексов, работающих в активном режиме. Также автоматика «Кряквы» способна самостоятельно сопровождать найденную цель и выдавать данные целеуказания на прибор управления стрельбой противолодочной обороны носителя. Имеется возможность автоматизированной классификации обнаруженного объекта. Комплексы МГК-335ЭМ-03 «Кряква» имеют функцию гидроакустической связи на низких и высоких частотах. Также предусматривается использование кодовой связи и опознавания.


Архитектура ГАК МГК-335ЭМ-03

С целью повышения эксплуатационных характеристик комплексы имеют ряд важных особенностей и функций. При работе гидроакустического комплекса осуществляется автоматический контроль уровня акустических помех. Также автоматика способна прогнозировать ожидаемую дальность действия системы в зависимости от текущих условий. Имеются автоматизированные средства контроля за работой всех компонентов комплекса и отслеживания их состояния. Автоматика самостоятельно отслеживает работу агрегатов и производит диагностику. В случае обнаружения неполадок в автоматическом режиме осуществляется их локализация. Имеется функция обучения операторов, в ходе которого используются имитированные цели.

В базовой конфигурации, предназначенной для установки на надводные корабли, ГАК МГК-335ЭМ-03 «Кряква» имеет в своем составе несколько основных приборов, решающих различные задачи. Главным и единственным средством наблюдения и обнаружения целей в этом случае является подкильная активно-пассивная антенна. Она выполнена в виде цилиндрического корпуса, оснащенного большим количеством чувствительных элементов. Для сохранения требуемого положения антенны во время работы используется специальная подвесная система с приборами стабилизации. Антенна имеет высоту 1 м и диаметр 1 м. По окружности цилиндра располагаются 36 столбов с 12 элементами на каждом.

Также на борту корабля-носителя должны монтироваться генераторное устройство, приемно-усилительное и согласующее устройство, а также приборы цифровой обработки сигналов и контроля и управления стабилизацией. Все эти элементы комплекса соединены между собой. Подача электроэнергии ко всем компонентам комплекса осуществляется при помощи отдельного прибора энергоснабжения, соединенного с общекорабельными электрическими системами.

На рабочем месте оператора комплекса предлагается монтировать пульт со всеми необходимыми органами управления. Данные о подводной обстановке, обнаруженных целях и работе гидроакустических средств выводятся на два цветных монитора. Основными органами управления являются клавиатура и трекбол, размещенные на передней консоли. Часть кнопок и переключателей помещается рядом с мониторами. Разработчиком системы «Кряква» также предлагается использование выносного индикатора. На некотором отдалении от основного пульта может устанавливаться дополнительный монитор, выводящий информацию о текущей обстановке.


Подкильная антенна "Кряквы"

По имеющимся данным, в семейство «Кряква» входят гидроакустические комплексы нескольких моделей, отличающиеся друг от друга составом специального оборудования, в первую очередь антенн и иных средств обнаружения. Так, в проекте МГК-335ЭМ-01 подкильная антенна дополняется буксируемой гибкой протяженной антенной. Комплекс МГК-335ЭМ-02 имеет в своем составе буксируемую излучающую и гибкую протяженную антенну. Изделие МГК-335ЭМ-04 отличается расширенным диапазоном частот при работе в активном режиме, что позволяет производить обнаружение торпед, а «Кряква» версии МГК-335ЭМ-05 имеет опускные приемную и излучающую антенны.

Согласно официальным данным концерна «Океанприбор», ГАК МГК-335ЭМ-03 «Кряква» способна производить обнаружение подводной лодки с эквивалентным радиусом Rэ=10 м на дистанциях до 10-12 км. Координаты цели определяются с точностью до 30’ по пеленгу. Точность по дальности достигает 1% от шкалы дистанции. На режиме пеленгования шумов комплекс способен улавливать звуки с частотой от 1,5 до 7 кГц. После обнаружения цели и взятия ее на сопровождение точность определения пеленга составляет 30’. Режим обнаружения гидроакустических сигналов, подразумевающий обнаружение работающих в активном режиме чужих ГАК, позволяет контролировать диапазон частот 1,5-7 кГц. Пеленг на источник обнаруженного сигнала определяется с точностью до 10°.

Анализируя характер принятых отраженных или перехваченных сигналов, комплекс МГК-335ЭМ-03 способен определять принадлежность обнаруженного объекта к тому или иному классу техники. При некоторой помощи оператора гидроакустический комплекс способен отличить подводную лодку от торпеды. При этом имеется возможность одновременной выдачи целеуказания системам противолодочного вооружения.

Комплекс «Кряква» отличается достаточно высокими характеристиками гидроакустической связи, а также имеет некоторые специальные возможности. Низкочастотная или высокочастотная связь осуществляются на дальностях до 20 км. Кодовая связь, опознавание обнаруженного объекта или изменение дистанции до него может выполняться на расстояниях до 30 км. При помощи ГАК МГК-335ЭМ-03 экипаж корабля носителя может поддерживать телефонную связь как с российскими подлодками, так и с кораблями, использующими диапазон частот NATO.


Пульт управления комплексом

Согласно последним , в 2017-19 годах военно-морской флот должен будет получить 55 комплектов ГАК семейства МГК-335ЭМ-03 «Кряква» в разных конфигурациях, предназначенных для монтажа на носителях различных классов. Большую часть этой аппаратуры планируется установить на станциях гидроакустической разведки, тогда как прочие комплексы будут использоваться подводными лодками и самолетами. Точные сведения о будущих носителях заказываемых комплексов, по понятным причинам, на данный момент отсутствуют. Пока остается только строить прогнозы и пытаться предугадать, какая именно техника будет оснащаться такой аппаратурой.

В случае с противолодочной авиацией возможными носителями комплексов нового типа могут считаться самолеты Ил-38 и Ту-142 последних модификаций. Сейчас эта техника проходит ремонт и модернизацию, в ходе которых получает различное новое оборудование. В очередном проекте обновления техники могут использоваться и новейшие гидроакустические системы.

Будут закуплены 16 комплексов в конфигурации для подводных лодок. Вероятно, эта аппаратура будет применяться при будущем ремонте существующих кораблей сравнительно старых проектов. Учитывая возраст и оснащение состоящих на вооружении подводных лодок, можно предполагать, что потенциальными носителями систем «Кряква» могут стать любые отечественные атомные и дизель-электрические субмарины всех существующих проектов. Далеко не все корабли российских подводных сил оснащены современными средствами наблюдения за подводной обстановкой, из-за чего нуждаются в новых подобных изделиях. По мере прохождения ремонта они смогут получать новые приборы с повышенными характеристиками.

Любопытно, что в условиях текущего тендера отсутствует пункт о закупке гидроакустических комплексов, предназначенных для монтажа на надводных кораблях. Изделие МГК-335ЭМ-03 изначально разрабатывалось именно в качестве корабельного средства наблюдения и только потом получило развитие, в результате которого смогло устанавливаться на иные носители. По неким не совсем понятным причинам в ближайших планах военного ведомства закупка корабельных ГАК «Кряква» отсутствует.


Схема корабельного комплекса МГК-335ЭМ-05 с дополнительной опускной антенной

Как сообщают отечественные средства массовой информации, уже известно, куда отправятся закупаемые гидроакустические комплексы. Полученную продукцию министерство обороны распределит между несколькими соединениями военно-морского флота и морской авиации, ответственными за осуществление противолодочной обороны. Аппаратура поедет в Кронштадт, Североморск и Новороссийск, а также на некоторые базы Приморского края. Иные подробности будущей эксплуатации перспективных систем пока не сообщаются.

Из имеющихся данных следует, что оснащение подлодок, самолетов и стационарных гидроакустических систем новыми комплексами семейства МГК-335ЭМ-03 «Кряква» будет иметь положительные последствия для всей противолодочной обороны флота в целом. В ходе строительства или модернизации подлодки, самолеты и т.д. получат современную аппаратуру для слежения за подводными объектами, что соответствующим образом скажется на эффективности их работы. Как следствие, заметно вырастут дальности и вероятности обнаружения потенциально опасных объектов.

Кроме основных задач, связанных с обнаружением и сопровождением различных объектов, новые ГАК могут использоваться для опознавания найденных целей, выдачи целеуказания системам управления и т.д. Также предусматривается учебный режим, облегчающий подготовку операторов-гидроакустиков.

По официальным данным, в середине апреля военное ведомство завершит прием заявок на недавно начатый тендер и приступит к выбору поставщика требуемой аппаратуры. Вскоре должен появиться договор на поставку, после чего начнется серийный выпуск ГАК требуемых модификаций. Первые образцы такого оборудования планируется получить уже в текущем году, последние – не позже конца 2019-го. Очевидно, поставки таких изделий будут проводиться одновременно со строительством/модернизацией их носителей. Это означает, что не позже начала следующего десятилетия отечественная противолодочная оборона получит новое оборудование, а вместе с ним и новые возможности. Все это положительным образом скажется на потенциале военно-морского флота в целом.

По материалам сайтов:
http://zakupki.gov.ru/
http://i-mash.ru/
http://oceanpribor.ru/
http://armsdata.net/
http://flot.com/

Принципы построения активных гидроакустических комплексов и систем Тема: Вопросы: 1) Принципы построения активных ГАС 2) Принципы построения ГАС связи и опознавания 3) Принципы построения ГАС миноискания Учебная цель: 1. Изучить принципы построения активных ГАС 2. Изучить принципы работы по структурным схемам активных ГАС II. Воспитательная цель 1. Активизация познавательной деятельности курсантов. 2. Формирование у курсантов командно-методических навыков (КМН) и навыков воспитательной работы (НВР). 1

Литература: 1. Государственные стандарты СССР и РФ. ГОСТ 2. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) 3. Ю. А. Корякин, С. А. Смирнов, Г. В. Яковлев. Корабельная гидроакустическая техника: состояние и актуальные проблемы. – СПб. : Наука, 2004. – 410 с. 177 ил. 4. И. В. Соловьев, Г. Н. Корольков, А. А. Бараненко и др. Морская радиоэлектроника: Справочник. – СПб. : Политехника, 2003. – 246 с. : ил. 5. Г. И. Казанцев, Г. Г. Котов, В. Б. Локшин и др. Учебник гидроакустика. – М. : Воен. издат. 1993. 230 с. ил. 2

В зависимости от способа получения гидроакустической информации (по способу использования энергии) гидроакустические системы делят на Активные гидроакустические системы а) Пассивные гидроакустические системы Активная гидроакустическая система (средство) – устройство, которое формирует и излучает гидроакустические сигналы в водной среде и на границах ее раздела, принимает отраженные или излученные сигналы от подводных и надводных объектов. Равнозначные термины активной гидроакустической системы – активная гидролокации, эхопеленгование, эхо-локация или просто гидролокация).

Активная гидролокация – способ обнаружения и определения свойств подводных объектов, основанный на излучении гидроакустических сигналов в водную среду, а также приеме и обработке эхо-сигналов, которые возникают в результате отражения (или рассеяния) акустических волн от подводных объектов. Гидроакустические средства (системы), обеспечивающие активную гидролокацию, называются гидролокаторами, гидролокационными станциями (ГЛС), или трактами гидролокации (ГЛ), трактами эхопеленгования (ЭП) и измерения дистанции (ИД) для ГАК. Обычно под ГЛС понимают системы, предназначенные для обнаружения и измерения дистанции до ПЛ и других важных подводных объектов

Схема, отражающая принцип обнаружения и определения дистанции до цели Приём отраженного г/а сигнала Излучение г/а сигнала Д=сt/2 Отражение г/а сигнала

г Передающий тракт (Генераторное устройство) а д Импульс запуска Системы отображения информации Системы синхронизации Импульс запуска б в Система электропитания а б в г д е Устройство формирования характеристики направленности антенны Приёмный тракт (Приёмное устройство) е Дистанция Д = (с·t)/2 Приём Излучение Акустическая антенна

Акустическая антенна (АА) предназначена для преобразования электрической энергии в акустическую и обратно. Входные устройства служат для предварительного усиления принятых сигналов, а также для коммутации акустической антенны с генераторным и приемным устройствами. Генераторное устройство формирует импульсы излучения с заданными параметрами. Приемные каналы тракта обнаружения решают задачи обнаружения подводных объектов и грубого определения их координат. Каналы уточнения координат предназначены для точного определения координат подводных объектов с последующей выдачей их в системы управления оружием.

Системы полуавтоматического сопровождения целей позволяют осуществлять сопровождение целей в полуавтоматическом режиме с автоматическим съемом текущих координат. Канал прослушивания дает возможность прослушивать принятые сигналы на слух для классификации гидроакустического контакта с целью. Система индикации является выходным устройством и необходима для наглядного отображения полученной информации и съема данных о цели. Система управления и синхронизации является связующим звеном между всеми устройствами и системами ГЛС.

Встроенное учебно-тренировочное устройство (ВУТУ) предназначено для отработки операторских навыков по имитируемой цели, а также умения по управлению ГЛС в различных режимах. Встроенная система автоматического контроля (ВСАК) позволяет контролировать основные технические параметры ГЛС, выявлять ее неисправности. ГЛС включаются в работу путем подачи питающих напряжений на все устройства, для этого в станции имеется распределительный щит, на который выведены органы управления системой электропитания

По способу обзора акватории кругового обзора (КО) 360 секторного обзора (СО) 25 0 шагового обзора (ШО) 0 360 секторношагового обзора (СШО) 0 120 А АА А 0 А А 120 0 120 А А 120 0 0

Рис. 4. Вид индикатора со спиральной разверткой Рис. 9. Вид отметок от целей на индикаторе со строчной разверткой Рис. 5. Вид индикатора со строчной разверткой Рис. 10. Вид индикатора со шкалами пеленга и дистанции

где r – расстояние от антенны ГАС до цели; Wа – акустическая мощность излучения, Вт; kи = kизл – коэффициент осевой концентрации антенны в режиме излучения. Rэ = Rсф - эквивалентным радиусом цели или радиус эквивалентной сферы β – коэффициент пространственного затухания, д. Б/км. В терминах давления Ргас на расстоянии 1 метр от антенны выражение можно записать как: (1)

Определим уровень эхо-сигнала от цели относительно нулевого уровня Р 0, воспользовавшись соотношением (1) и прологарифмируем его десятичным алгоритмом: Введем обозначения: - уровень эхосигнала в точке расположения антенны ГАС, в д. Б; - уровень излучения, в д. Б; - это величина, выраженная в д. Б и характеризующая отражательную способность объекта.

ПР – стандартные потери при распространении, в д. Б, учитывающие ослабление сигнала при его распространении от антенны ГАС до цели и обратно с учетом сферического закона распространения. С учетом введенных обозначений выражение примет вид: NГАС = УИ + CЦ – 2 ПР (2) Формула (2) служит для оценки уровня эхо-сигнала от цели в точке приема в однородной безграничной среде без учета помех.

Учитывая обработку полезного сигнала Ргас = Рc и помехи Рп в ГАС, и учитывая коэффициент распознавания δ, можно записать следующее выражение Ргас = Рc = δ Рп Уравнение энергетической дальности режима ГЛ (ЭП): = где k – коэффициент осевой концентрации антенны; Δf – полоса частот (диапазон) приемного тракта ГАС, Гц; f 0 – средняя частота диапазона, к. Гц; β = 0, 036 f 03/2[к. Гц] – коэффициент пространственного затухания, д. Б/км.

ГАС ПО ПН Антенна ГАС УИ ПР СЦ УП Цель ПР Д Уравнение дальности режима ГЛ (ЭП) в символьном виде, можно записать (с учетом знака «-») как: ЭП = -(УИ + СЦ – УП - ПО + ПН) = 2 ПР ЭП = УП (уровень помех) =

ПО (порог обнаружения) = ПН (показатель направленности) = К активным ГАС относятся: - ГАС измерения дистанции - ГАС связи - ГАС опознавания - ГАС миноискания - ГАС обнаружения торпед - ГАС обнаружения подводных пловцов и противодиверсионные ГАС - ГАС освещения ледовой обстановки и обнаружения разводий - Гидроакустические лаги - ГАС бокового обзора

Гидроакустическое вооружение НК состоит из: ØГАК МГК-335 «Платина» - гидроакустический комплекс обнаружения, целеуказания и связи; ØГАК МГК-345 «Бронза» - гидроакустический комплекс обнаружения, целеуказания и связи; ØГАК МГК-355 «Полином» - гидроакустическое комплекс обнаружения ПЛ и выдачи целеуказания противолодочному оружию; ØГАС МГ-332 «Аргунь» , ГАС МГ-332 Т «Аргунь-Т» - гидроакустическая станция обнаружения и целеуказания для противолодочных кораблей; ØГАС МГ-329 «Ока» , ГАС МГ-329 М «Ока-М» - опускаемая гидроакустическая станция; ØГАС МГ-339 «Шелонь» или ГАС МГ-339 Т «Шелонь-Т» - Гидроакустическая станция обнаружения, определения координат, связи и опознавания;

ØГАС МГ-79 или ГАС МГ-89 «Серна» - гидроакустическая станция обнаружения якорных и донных мин; ØГАС МГ-7 «Браслет» и ГАС МГ-737 «Амулет-3» - гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств; ØГАС МГ-26 «Хоста» или ГАС МГ-45 «Нарды» - аппаратура гидроакустической связи и опознавания. ØГАС КМГ-12 «Кассандра» - аппаратура классификации целей для гидроакустических станций надводных кораблей при их работе в активном режиме. ØГАС МГ-409 С – система пассивного обнаружения гидроакустических буёв. ØГАС «Алтын» - аппаратура измерения вертикального распределения скорости звука в воде с надводного корабля; ØГАС МИ-110 КМ – аппаратура обнаружения кильватерного следа апл.

Рис. 1. Ракетный крейсер проекта 1164 На вооружении проекта 1164 гидроакустическое вооружение: q ГАК МГК-335 «Платина» ; q ГАС МГ-7 «Браслет» - 2 комплекта; q ГАС МГ-737 «Амулет-3» ; q ГАС КМГ-12 «Кассандра» . находится следующее

Рис. 2. Большой противолодочный корабль проекта 1155 (1155. 1) На вооружении проекта 1155 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-335 «Платина» ; ГАС МГ-7 «Браслет» - 2 комплекта; ГАС «Алтын» ; ГАС МИ-110 КМ. На вооружении проекта 1155. 1 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-355 «Полином» ; ГАС МГ-7 «Браслет» - 2 комплекта; ГАС «Алтын» ; ГАС МИ-110 КМ.

Рис. 3. Корабль проекта 956. Класс: ракетно-артиллерийский корабль, подкласс: эскадренный миноносец. 1 ранга На вооружении проекта 956 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-355 «Полином» ; ГАС МГ-7 «Браслет» - 2 комплекта; ГАС КМГ-12 «Кассандра» .

Рис. 4. Ракетный катер проекта 1241. 2 На вооружении проекта 1241. 2 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-345 «Бронза» ; ГАС МГ-45 «Нарды» ;

Рис. 5. Торпедный катер проекта 1241 На вооружении проекта 1241 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-345 «Бронза» ; ГАС МГ-45 «Нарды» ;

Рис. 6. Малый противолодочный корабль проекта 1124 На вооружении проекта 1124 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАС МГ-339 «Шелонь» или ГАС МГ-339 Т «Шелонь-Т» ; Некоторые проекты вооружаются ГАК МГК-335 «Платина» ; ГАС МГ-322 «Аргунь» или ГАС МГ-322 Т «Аргунь-Т» ; ГАС МГ-329 «Ока» или ГАС МГ-329 М «Ока-М» ; ГАС МГ-26 «Хоста» или ГАС МГ-45 «Нарды» ; ГАС КМГ-12 «Кассандра» . ГАС МГ-409 С.

Рис. 7. Базовый тральщик БТЩ проекта 1265 (пр. 260, 270) На вооружении проекта 1265 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАС МГ-79 или ГАС МГ-89 «Серна» ; ГАС «Кабарга» ;

Рис. 8. Большой десантный корабль БДК проекта 775 На вооружении проекта 775 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАС МГ-7 «Браслет» ; ГАС МГ-26 «Хоста» или ГАС МГ-45 «Нарды» .

Гидроакустические станции «Тамир-11» (1953 г.) ГАС для надводных кораблей малого водоизмещения Общее количество приборов – 17 Масса приборов – 1000 кг Главный конструктор ВОВНОБОЙ Б. Н.

Гидроакустические станции «Геркулес» (1957 г.) ГАС для надводных кораблей среднего и большого водоизмещения Общее количество приборов – 30 Масса приборов – 5800 кг Главный конструктор УМИКОВ З. Н.

Гидроакустические станции «Мезень-2» (1963 г.) ГАС обнаружения донных мин Общее количество приборов Масса приборов – 12 – 2100 кг Главный конструктор НИЗЕНКО И. И.

Гидроакустические станции «Кашалот» (1963 г.) ГАС для поиска затонувших судов Общее количество приборов – 22 Масса приборов – 4000 кг (без ЗИП) Главный конструктор ТИМОХОВ Н. А.

Гидроакустические комплексы «Рубин» (1964 г.) ГАК для многоцелевых АПЛ Главный конструктор АЛАДЫШКИН Е. И. Общее количество приборов – 56 Масса приборов – 54747 кг

Гидроакустические станции «Титан-2» (1966 г.) ГАС для больших противолодочных кораблей Общее количество приборов Масса приборов – 37 – 16000 кг Главный конструктор ХАРАТ Г. М.

Гидроакустические станции «Аргунь» (1967 г.) ГАС для малых противолодочных кораблей Общее количество приборов Масса приборов – 30 – 7600 кг с ЗИП Главный конструктор ИВАНЧЕНКО В. П.

Гидроакустические станции «Серна» (1969 г.) ГАС обнаружения якорных и донных мин Общее количество приборов Масса приборов – 20 – 3900 кг Главный конструктор ЛЯШЕНКО Г. Г.

Гидроакустические станции «БУК» (1971 г.) ГАС для научноисследовательских судов Общее количество приборов Масса приборов – 30 – 11 000 кг Главный конструктор КЛИМЕНКО Ж. П.

Гидроакустические комплексы «Платина» (1972 г.) ГАК для надводных кораблей среднего и большого водоизмещения Главный конструктор КЛИМОВИЦКИЙ Л. Д. Количество приборов – 64 Масса приборов – 23 тонны

Гидроакустические комплексы «Полином» (1979 г.) ГАК для НК большого водоизмещения Главный конструктор СОЛОВЬЕВ В. Г. Общее количество приборов – 152 Масса приборов – 72 000

Гидроакустические комплексы «Звезда-М 1» (1986 г.) Цифровой ГАК для НК среднего водоизмещения Главный конструктор Алещенко О. М. Общее количество приборов – 64 Масса приборов – 23000 кг

Гидроакустические комплексы «Кабарга» (1987 г.) ГАС миноискания для морских, базовых и рейдовых тральщиков Общее количество приборов – 42 Масса приборов – 8500 кг Главный конструктор ЛЯШЕНКО Г. Г.

Гидроакустические комплексы «Звезда М 1 -01» (1988 г.) Цифровой ГАК для надводных кораблей малого водоизмещения Главный конструктор Алещенко О. М. Общее количество приборов – 60 Масса приборов – 16500 кг

Гидроакустические комплексы «Звезда-2» (1993 г.) Цифровой ГАК для НК большого водоизмещения Главный конструктор Борисенко Н. Н. Общее количество приборов – 127 Масса приборов – 77742 кг

Перспективные комплексы Корвет проекта 12441, на который предусмотрена установка ГАК “Заря-2”

Российская подводная гидроакустика на рубеже XXI века

Военная гидроакустика – элитная наука, развитие которой может себе позволить только сильное государство

Герман АЛЕКСАНДРОВ

Обладая высочайшим научно-техническим потенциалом (на предприятии работают 13 докторов и более 60 кандидатов наук), концерн развивает следующие приоритетные направления отечественной гидроакустики:

Многофункциональные пассивные и активные гидроакустические комплексы (ГАК) и системы (ГАС) освещения подводной обстановки в океана, в том числе для подводных лодок, надводных кораблей, летательных аппаратов, системы обнаружения подводных пловцов;

Системы с гибкими протяженными буксируемыми антеннами для работы в широком диапазоне частот для надводных кораблей и подводных лодок, а также стационарные;

Активные, пассивные и активно-пассивные стационарные гидроакустические комплексы для защиты шельфовой зоны от несанкционированного проникновения надводных кораблей и подводных лодок;

Гидроакустические навигационные и поисково-обследовательские системы»;

Гидроакустические преобразователи, антенны, фазированные антенные решетки сложной формы, имеющие до нескольких тысяч приемных каналов;

Акустические экраны и звукопрозрачные обтекатели;

Системы передачи информации по гидроакустическому каналу;

адаптивные системы обработки гидроакустической информации в условиях сложной гидрологоакустической и сигнально-помеховой обстановки;

Классификаторы целей по их сигнатурам и по тонкой структуре звукового поля;

Измерители скорости звука для надводных кораблей и подводных лодок.

Концерн сегодня – это десять предприятий, находящихся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Таганроге, Волгограде, Северодвинске, республике Карелия, в их числе научно-исследовательские институты, заводы по серийному выпуску гидроакустического оборудования, специализированные предприятия по обслуживанию оборудования на объектах, полигоны. Это пять тысяч высококлассных специалистов – инженеров, рабочих, ученых, более 25 % из которых – молодежь.

Коллективом предприятия разработаны практически все серийно выпускавшиеся ГАК пл («Рубин», «Океан», «Рубикон», «Скат», «Скат-БДРМ», «Скат-3»), ряд гидроакустических комплексов и систем для надводных кораблей («Платина», «Полином», станция обнаружения подводных пловцов «Паллада»), стационарные системы «Лиман», «Волхов», «Агам», «Днестр».

Гидроакустические комплексы для подводных лодок, создаваемые предприятием – уникальные технические средства, создание которых требует высочайших знаний и огромного опыта в гидроакустике. Как выразился один острослов, задача обнаружения подводной лодки шумопеленгатором по сложности схожа с задачей обнаружения пламени свечи на расстоянии в несколько километров в яркий солнечный день, и тем не менее для подводной лодки, находящейся в подводном положении ГАК – практически единственный источник получения информации об окружающей среде. Основные задачи, решаемые гидроакустическим комплексом подводной лодки – обнаружение подводных лодок, надводных кораблей, торпед в режиме шумопеленгования, автоматическое сопровождение целей, определение их координат, классификация целей, обнаружение и пеленгование целей в режиме гидролокации, перехват гидроакустических сигналов в широком диапазоне частот, обеспечение звукоподводной связи на больших расстояниях, обеспечение обзора ближней обстановки и безопасности плавания, освещение ледовой обстановки при плавании подо льдом, обеспечение минно-торпедной защиты корабля, решение навигационных задач – измерение скорости хода, глубины места и т.д. Помимо указанных задач, комплекс должен обладать мощной системой автоматизированного контроля, системой наблюдения за собственной шумностью, должен непрерывно производить сложнейшие гидрологические расчеты для обеспечения функционирования всех систем и для предсказания обстановки в районе действий подводной лодки. В комплексе имеются тренажеры всех систем гидроакустического комплекса, обеспечивающие обучение и тренировку личного состава.

Основа любого гидроакустического комплекса – антенны, фазированные дискретные решетки сложной формы, состоящие из пьезокерамических преобразователей, которые должны обеспечить прием сигналов из водной среды на лодке, испытывающей огромные нагрузки за счет гидростатического давления. Задача ГАК – обнаружить эти сигналы на фоне собственных шумов, шумов обтекания при движении лодки, морских шумов, мешающих целей, и еще массы факторов, маскирующих полезный сигнал.

Современный ГАК – сложнейший цифровой комплекс, обрабатывающий в режиме реального времени огромные потоки информации (каждая антенна комплекса состоит из тысяч, а то и десятков тысяч отдельных элементов, каждый из которых должен быть обработан синхронно со всеми прочими). Его работа возможно только при использовании новейших многопроцессорных систем, обеспечивающих задачу одновременного, по пространству, и многодиапазонного, по частоте, наблюдения за окружающими акустическими полями.

Важнейший и наиболее ответственный элемент комплекса – приборы отображения полученной информации. При создании этих приборов решаются не только научно-технические, но и эргономические, психологические проблемы – недостаточно принять сигнал из внешней среды, необходимо чтобы операторы комплекса (а это минимальное количество человек) в каждый момент времени имели полное представление об окружающей обстановке, контролируя и собственно безопасность корабля, и перемещение множества целей, надводных, подводных, воздушных, представляющих потенциальную угрозу или интерес для подводной лодки. И разработчики постоянно балансируют на грани проблемы – с одной стороны, отобразить максимальное количество информации, обрабатываемой комплексом, и нужной оператору, с другой стороны, не нарушить «правило Миллера», ограничивающее объем информации, способной быть усвоенной одновременно человеком.

Важная особенность гидроакустических систем, особенно антенн – это требования к их прочности, долговечности, возможности работать без ремонта и замены в течение очень длительного времени – в условиях боевой службы починить гидроакустическую антенну, как правило, невозможно.

Современный ГАК не может рассматриваться как самодостаточная, замкнутая система, а только как элемент интегрированной системы наблюдения пл, получающий и использующий непрерывно обновляемую априорную информацию о целях от систем неакустического обнаружения, разведки и т.п., и выдающий информацию о меняющейся подводной обстановке в систему, анализирующую тактические ситуации и выдающую рекомендации об использовании различных режимов ГАК в данной ситуации.

Разработка гидроакустических комплексов для подводной лодки – непрерывное соревнование с разработчиками потенциального противника, с одной стороны, поскольку важнейшая задача ГАК – обеспечить как минимум паритет в дуэльной ситуации (противник слышит и распознает тебя, а ты его на одинаковом расстоянии), и необходимо всеми силами и средствами повышать дальность действия ГАК, причем в основном в пассивном режиме шумопеленгования, который позволяет обнаруживать цели, не демаскируя собственное местоположение, и с кораблестроителями, проектантами подводных кораблей, с другой, так как шумность подводных лодок снижается с каждым новым поколением, с каждым новым проектом, даже с каждым новым построенным кораблем, и нужно обнаружить сигнал, по уровню меньший на порядки, чем окружающие шумы моря. И очевидно, что создание современного гидроакустического комплекса для подводных лодок XXI века – это совместный труд разработчиков комплекса и разработчиков лодки, общими усилиями проектирующих и размещающих элементы ГАК на корабле таким образом, чтобы его работа в данных условиях была наиболее эффективна.

Опыт проектирования ГАК пл, имеющийся в нашем институте, позволяет выделить основные проблемные направления, от которых стоит ожидать значимого прироста эффективности в ближайшем будущем.

1. ГАК с конформной и конформно-покровной антенной

Снижение шумности пл, связанное с усилиями проектантов по оптимизации технических решений конструкций ее корпуса и механизмов, привело к заметному уменьшению дальности действия ГАК по современным пл. Увеличение апертуры традиционных антенн (сферических или цилиндриче-ских) ограничено геометрией носовой оконечности корпуса. Очевидным ре-шением в этой ситуации было создание конформной (совмещенной с обводами пл) антенны, суммарная площадь, а значит и энергетический потенциал которой значительно превосходит аналогичные показатели для тра-диционных антенн. Первый опыт в создании таких антенн оказался вполне удачным.

Еще более перспективным направлением представляется создание конформно-покровных антенн, расположенных вдоль борта пл. Длина таких антенн может составлять десятки метров, а площадь – более сотни квадратных метров. Создание таких систем связано с необходимостью разрешения ряда технических проблем.

Конформно-покровная антенна располагается в области преобладающего влияния неоднородных волн, обусловленных структурной помехой, а также помехой гидродинамического происхождения, в том числе возникающей за счет возбуждения корпуса набегающим потоком. Акустические экраны, традиционно применяющиеся для снижения влияния помехи на антенну, недостаточно эффективны в низкочастотном диапазоне работы бортовых антенн. Возможными путями обеспечения эффективной работы бортовых антенн, судя по зарубежному опыту, являются, во-первых, конструктивное размещение наиболее шумящих машин и механизмов пл таким образом, чтобы их влияние на бортовые системы было минимальным, и во-вторых, применение алгоритмических методов снижения влияния структурных помех на тракт ГАК (адаптивные методы компенсации структурной помехи, в том числе с использованием вибродатчиков, размещенных в непосредственной близости от антенны). Весьма перспективным представляется использование так называемых «векторно-фазовых» методов обработки информации, позволяющих повысить эффективность работы комплекса за счет совместной обработки полей давления и колебательной скорости. Еще одним путем снижения влияния гидродинамической помехи, влияющей на эффективность конформно-покровных антенн, является использование пленочных преобразователей (пластины из ПВДФ), позволяющих за счет осреднения на площади 1.0х0.5 м существенно (судя по данным в литературе – до 20 дБ) снижать влияние гидродинамической помехи на тракт ГАК.

2. Адаптивные алгоритмы обработки гидроакустической информации, согласованные со средой распространения

Под «адаптацией» традиционно понимают способность системы изменять свои параметры в зависимости от изменения окружающих условий с целью поддержания своей эффективности. Применительно к алгоритмам обработки под термином «адаптация» подразумевается согласование (по пространству и времени) тракта обработки с характеристиками сигналов и помех. Адаптивные алгоритмы широко используются в современных комплексах, а их эффективность определяется в основном аппаратными ресурсами комплекса. Более современными являются алгоритмы, учитывающие пространственно-временную изменчивость канала распространения сигнала. Применение таких алгоритмов позволяет одновременно решать задачи обнаружения, целеуказания и классификации, используя априорную информацию о канале распространения сигнала. Источником такой информации могут служить адаптивные динамические океанологические модели, предсказывающие с достаточной достоверностью распределения температуры, плотности, солености и некоторых других параметров среды в районе действий пл. Такие модели существуют и широко используются за рубежом. Использование достаточно достоверных оценок параметров канала распространения позволяет, судя по теоретическим оценкам, в разы повысить точность определения координат цели.

3. Акустические системы, размещенные на управляемых беспилотных подводных аппаратах, решающие задачи полистатического обнаружения в активном режиме, а также задачи поиска заиленных придонных объектов

Подводная лодка сама по себе – огромное сооружение, длиной более сотни метров, и далеко не все задачи, решение которых необходимо для обеспечения собственной безопасности, могут быть решены путем размещения гидроакустических систем на самом корабле. Одна из таких задач – обнаружение придонных и заиленных объектов, представляющих опасность для корабля. Чтобы рассмотреть объект, необходимо приблизиться к нему на максимально близкое расстояние, не создав при этом угроз собственной безопасности. Один из возможных путей решения этой проблемы – создание управляемого подводного беспилотного аппарата, размещаемого на подводной лодке, способного самостоятельно или путем управления по проводной или звукоподводной связи подойти к интересующему объекту и классифицировать его, а при необходимости уничтожить. Фактически задача сходна с созданием самого гидроакустического комплекса, но миниатюрного, имеющего аккумуляторный движитель, размещенного на небольшом самоходном устройстве, способном отстыковываться от подводной лодки в погруженном состоянии, и затем стыковаться обратно, обеспечивая при этом постоянную двухстороннюю связь. В США такие аппараты созданы и входят в состав вооружения подводных лодок последнего поколения (типа «Вирджиния»).

4. Разработка и создание новых материалов для гидроакустических преобразователей, отличающихся меньшим весом и стоимостью

Пьезокерамические преобразователи, из которых создаются антенны для подводных лодок – чрезвычайно сложные конструкции, пьезокерамика сама по себе – очень хрупкий материал, и требуются значительные усилия для придания ему прочности, сохраняя при этом эффективность. И достаточно давно ведутся поиски материала, обладающего теми же свойствами преобразования энергии колебаний в электрическую, но представляющих собой полимер, прочный, легкий, технологичный.

Технологические усилия за рубежом привели к созданию полимерных пленок типа PVDF, обладающих пьезоэффектом и удобных для использования в конструкциях покровных антенн (размещаемых на борту лодки). Проблема здесь состоит в первую очередь в технологии создания толстых пленок, обеспечивающих достаточную эффективность антенны. Еще более перспективной кажется идея создания материала, обладающего свойствами пьезокерамики, с одной стороны, и свойствами защитного экрана, заглушающего (или рассеивающего) сигналы гидролокатора противника, и снижающего собственные шумы корабля. Такой материал (пьезорезина), нанесенный на корпус подводной лодки, фактически делает гидроакустической антенной весь корпус корабля, обеспечивая существенный прирост эффективности гидроакустических средств. Анализ зарубежных публикаций показывает, что в США такие разработки перешли уже в стадию опытных образцов, в то время как у нас в последние десятилетия прогресс в этом на-правлении отсутствует.

5. Классификация целей

Задача классификации в гидроакустике – сложнейшая проблема, связанная с необходимостью определения класса цели по информации, полученной в режиме шумопеленгования (в меньшей степени – по данным активного режима). На первый взгляд, проблема решается легко – достаточно зарегистрировать спектр шумящего объекта, сравнить с базой данных, и получить ответ – что это за объект, с точностью вплоть до фамилии командира. На самом деле спектр цели зависит от скорости хода, ракурса цели, наблюдаемый гидроакустическим комплексом спектр содержит в себе искажения, обусловленные прохождением сигнала через случайно-неоднородный канал распространения (водную среду), а значит зависит от расстояния, погоды, района действия и множества иных причин, делающих задачу распознавания по спектру практически неразрешимой. Поэтому в отечественной классификации используются иные подходы, связанные с анализом характерных признаков, присущих конкретному классу целей. Еще одна проблема, требующая серьезных научных исследований, но насущно необходимая – классификация придонных и заиленных объектов, связанная с распознаванием мин. Известно и подтверждено экспериментально, что дельфины достаточно уверенно распознают воздухо- и водозаполненные объекты, выполненные из металла, пластика, дерева. Задача исследователей – разработать методы и алгоритмы, реализующие тот же порядок действий, который выполняет дельфин, решающий аналогичную задачу.

6. Задача самообороны

Самооборона – комплексная задача обеспечения безопасности корабля (включая противоторпедную защиту), включающая в себя обнаружение, классификацию, целеуказание, выдачу исходных данных на применение оружия и (или) технических средств противодействия. Особенность данной задачи – комплексное использование данных от различных подсистем ГАК, идентификация данных, поступающих из различных источников, и обеспечение информационного взаимодействия с другими системами корабля, обеспечивающими применение оружия.

Сказанное выше – только малая часть тех перспективных направлений исследований, которыми необходимо заниматься, чтобы повысить эффективность создаваемого гидроакустического вооружения. Но от идеи до изделия – долгий путь, требующий наличия передовых технологий, современной исследовательской и экспериментальной базы, развитой инфраструктуры по производству необходимых материалов для гидроакустических преобразователей и антенн и т.д. Следует отметить, что последние годы характеризуются для нашего предприятия серьезным техническим перевооружением производственной и испытательной базы, что стало возможно благодаря финансированию в рамках целого ряда федеральных целевых программ, как гражданского, так и специального назначения, ведущихся Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Благодаря этой финансовой поддержке за последние пять лет удалось полностью отремонтировать и существенно модернизировать крупнейший в Европе гидроакустический опытовый бассейн, находящийся на территории ОАО «Концерн «Океанприбор», кардинально обновить производственные мощности входящих в состав концерна серийных заводов, благодаря чему Таганрогский завод «Прибой» стал самым совершенным приборостроительным предприятием на юге России. Мы создаем новые производства - пьезоматериалов, печатных плат, в перспективе – строительство новых производственных и научных площадей, стендов для настройки и сдачи оборудования. Через 2 – 3 года производственные и научные мощности предприятия, подкрепленные «банком данных» новых идей и разработок, позволят приступить к созданию гидроакустического вооружения пятого поколения, так необходимого Военно-морскому флоту.

Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки Гагин Владимир Владимирович

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПЛ В ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ БОРЬБЕ

Дизель-электрические лодки первых послевоенных проектов «проложили дорогу» для экипажей современных субмарин, в океанских походах набирая опыт эксплуатации боевой техники, осваивая приемы подледного плавания, изучая гидрологическую и гидрографическую обстановку стратегически важных районов океана, отрабатывая тактику противолодочного поиска и противокорабельной борьбы.

Тактика противолодочной борьбы зачастую сводится к поиску и обнаружению ПЛ противника с помощью гидроакустических средств раньше, чем это сделает противник.

При этом состояние окружающей ПЛ среды приобретает важнейшее значение, особенно такие параметры, как зоны акустической сходимости и положение подлодки относительно «термоклина».

Зоны сходимости представляют собой кольцеобразные районы вокруг подводного корабля. Звук, направляющийся вниз от точки конвергенции, расположенной в зоне сходимости, преломляется в зависимости от давления и температуры воды, двигается вверх и вниз по отношению к поверхности по спирали через нерегулярные интервалы, которые также зависят от состояния окружающей ПЛ среды.

Командир корабля, стараясь не попадать в эти районы – относительно того, где, по его мнению, находится цель, может уклониться от обнаружения. Для этого ему нужно быть в пределах тех районов, где звук распространяется от своего источника просто радиально.

Самый простой способ – занять позицию над слоем температурного скачка (термоклина) или под ним, чтобы он разделял подлодки – тогда звуки, издаваемые его двигателем, будут скорее всего отражаться от слоя и вражеская лодка его не обнаружит.

Температурный скачок – пограничный слой подводного пространства, разделяющий теплые поверхностные воды и более холодные глубокие области.

Дизельные подводные лодки наряду с атомными занимают видное место в агрессивных планах руководства ВМС стран блока НАТО. Согласно данным справочника «Джейн», в середине 1980 года во флотах стран Североатлантического союза насчитывалось 186 дизельных лодок.

Дизельные подводные лодки обладают определенными преимуществами перед атомными, К ним относят, в частности, меньшую шумность, что улучшает условия работы гидроакустических станций (ГАС) при решении задач противолодочной борьбы.

В настоящее время, как сообщает иностранная пресса, наметилась интеграция гидроакустической техники с БИУС и системами управления оружием, происходящая на базе широкого использования ЭВМ. В результате качественно изменились тактические возможности гидроакустической аппаратуры. Повысилась вероятность обнаружения целей и классификации полученного контакта. Кроме того, стало реальным одновременно следить за несколькими (до шести) целями и быстро выявлять изменения в их маневрировании, автоматически получать информацию и непрерывно выдавать ее во все сопряженные системы и наглядно, в удобном для непосредственного применения виде, отображать на экранах и табло, а при необходимости регистрировать.

Цифровая обработка сигналов позволила системам пассивной локации подводной лодки достаточно точно определять только по шумам цели пеленг и дистанции до нее.

Наконец, интеграция различных систем на базе ЭВМ упростила контроль за работой и обслуживание ГАС и позволила сократить обслуживающий персонал, что имеет немаловажное значение для сравнительно небольших по водоизмещению дизельных подводных лодок.

Основным трактом акустической станции является шумопеленгаторный с дальностью действия несколько десятков километров. В низкочастотном (220 Гц – 7 кГц) диапазоне прием сигналов происходит на конформную (совмещенную с обводами носовой части корпуса) акустическую антенну состоящую из пьезокерамических гидрофонов, а в высокочастотном (8 кГц) – на цилиндрическую антенну с гидрофонами из цирконата свинца, размещенную вблизи киля. Цилиндрическая антенна служит также и для слежения за несколькими (до четырех) целями. Оба канала шумопеленгования дополняют друг друга. Окружающее пространство обозревается путем быстрого последовательного опроса большого числа передающих 360° статически сформированных лепестков характеристики направленности. Обнаруженные шумящие цели пеленгуются с высокой точностью равносигнальным методом.

Активный тракт дал возможность вести круговой обзор при всенаправленном излучении одной посылки или при излучении серии посылок в последовательно меняющиеся направления, а также излучать одиночные посылки в определенном направлении. Принятые эхо-сигналы отображаются на экране индикатора и могут быть записаны для измерения доплеровского сдвига частоты.

Тракт пассивной локации имеет на каждом борту подводной лодки три приемные антенны, установленные заподлицо с корпусом в носовой, средней и кормовой частях. Они принимают шумы цели, которые подвергаются корреляционной обработке, что позволяет с достаточной точностью определить место цели по трем линиям положения. Антенны тракта могут использоваться как дополнительные для тракта шумопеленгования.

Станция обеспечивает направленную и ненаправленную звукоподводную связь.

Тракт обнаружения сигналов гидролокаторов позволяет обнаруживать импульсные сигналы различного происхождения на расстоянии нескольких десятков километров, определять их частоту, длительность и направление на источник сигнала.

В конструкции станции широко использованы интегральные схемы, благодаря этому уменьшены ее габариты и вес, повышена надежность. Данные о целях отображаются на двух экранах, автоматически поступают на автопрокладчик ЭВМ системы управления торпедной стрельбой, где вырабатываются команды для стрельбы.

Разработана и более простая гидроакустическая станция. Она включает тракты шумопеленгования, эхо- пеленгования и пассивной локации. Поиск и обнаружение целей ведется в режиме шумопеленгования с применением кореляционного метода обработки сигнала. После обнаружения цели дистанция до нее измеряется путем излучения направленной одиночной посылки или методом пассивной локации.

В целях повышения эффективности использования средств гидроакустического наблюдения на подводных лодках имеют также приборы для измерения скорости распространения звука в воде и для сигнализации о начале возникновения кавитации гребных винтов, приборы контроля уровня собственных шумов.

Для повышения эффективности использования ГАС имеется прибор построения лучевых картин по вводимым данным о фактическом распределении скорости распространения звука с увеличением глубины. Система способна функционировать в режиме тренажера с имитацией сигналов, поступающих на ее вход от различных целей. Вся текущая информация, вводимая в систему в процессе ее боевой работы и вырабатываемая ею, может быть записана для последующего воспроизведения и анализа. Систему обслуживают один-два оператора.

ГАС других типов имеют цилиндрические секционированные антенны. Для кругового обзора пространства статически формируются 96 лепестков диаграммы направленности.

Определение координат обнаруженных целей и слежение одновременно за несколькими осуществляется во всех режимах с помощью ЭВМ. В активном режиме для получения максимальной дальности действия предусмотрено согласование параметров излучения (излучаемой мощности, частоты, вида модуляции посылки) с фактическими гидрологическими условиями в районе наблюдения.

В режиме обнаружения сигналов.гидролокаторов определяются пеленг на источник сигнала, его частота и амплитуда, длительность импульсов, частота их следования и классифицируются источники излучения по совокупности всех этих признаков.

Станция также может работать и во вспомогательных режимах: тренажера, лучеграфа и автоматического контроля технического состояния, обеспечивающего обнаружение неисправных модулей.

На пульте ГАС находятся все органы управления и два экрана. На одном из них с трехцветной индикацией, представляющем собой индикатор кругового обзора, одновременно отображаются в центральной части полная обстановка со своим кораблем в центре и круговой шкалой пеленгов, а по краям – полная текстовая информация о сопровождаемых целях (дистанции, пеленги, величины доплеровских сдвигов частот, курсы, скорости), данные о курсе и скорости своего корабля, о режиме и параметрах работы ГАС. На втором экране высвечиваются текстовые иерархические матрицы, обработка которых позволяет оптимизировать процесс управления аппаратурой. Такое представление информации, значительно упрощает обслуживание и эксплуатацию станции и позволяет выполнять это одному оператору.

В ноябре 1983 года АПЛ класса VICTOR-III получила задание снять шумовые и другие характеристики четвертого американского ракетоносца типа «Огайо».

По мнению экипажа, молодой честолюбивый капитан нашей субмарины, вдохновленный примерами героев-подводников Отечественной войны, решил чуть ли не зайти в бухту базы супостата.

Для акустической маскировки К-324 в Саргассовом море поднырнула под небольшое суденышко, следовавшее подходящим курсом. Все шло нормально, как вдруг скорость нашей ПЛ стала быстро падать, несмотря на повышение оборотов турбины до максимума.

Никакие ухищрения и догадки экипажа к положительным результатам не привели – скорость упала до трех узлов.

Ничего не поделаешь – пришлось всплывать. Всплывать чуть ли не в виду американских берегов, в самом «логове», так сказать.

Для осмотра основного винта заполнили носовые цистерны, лодка приобрела приличный дифферент на нос и аварийная команда, вооруженная двумя «Калашниковыми» и двумя ПМ (весь имеющийся на советской АПЛ арсенал) осмотрела кормовую часть. Так и есть, на валу оказался намотанным какой-то кабель, очень прочный, не поддающийся ни лому, ни автоматным очередям: все усилия оказались тщетными.

Командир принял решение – идти на Кубу в надводном положении. Тут-то ее и запечатлели американские летчики, моряки и туристы на прогулочных яхтах.

С горем пополам до Кубы доползли. Командира сразу вызвали на «ковер». Но, вопреки печальным предположениям о его судьбе, вернулся капитан «на коне» -злосчастный кабель, намотанный на винт отчаянным подводником, оказался ничем иным, как новейшей американской гидроакустической антенной, которую испытывали на невзрачном суденышке беспечные американцы.

Наши ученые и технологи получили бесценные материалы для изучения…

Аварийная ПЛ К-324 в Саргассовом море

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Боевые орбитальные комплексы для «Бурана» Мы помним, что ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран» создавался по заказу Министерства обороны для решения военных задач в ближнем космосе. Понятно, что в одно время с комплексом разрабатывались и полезные нагрузки для

Из книги Управление качеством автора Шевчук Денис Александрович

1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или

Из книги Боевые корабли мира на рубеже XX - XXI веков Часть III Фрегаты автора Апальков Юрий Валентинович

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПРОИЗВОДСТВА США СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТТХ «STANDARD* SM-1 «STANDARD» SM-2 МК 57 NATO «SEA SPARROW» «SEA CHAPPAREL»Страна Фирма-разработчик США General Dinamics Corporation, Air Defense Division США General Dinamics Corporation, Air Defense Division США. НАТО Raytheon Electronic Systems, Hughes Missile Systems Company США Lockheed Martin AeronutronicГод

Из книги Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки автора Гагин Владимир Владимирович

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТТХ «МЕТЕЛЬ» «РАСТРУБ-Б» «ВОДОПАД» «МЕДВЕДКА» ASROC CY-1 MILASСтрана Фирма-разработчик Россия «Радуга» Россия «Новатор» Россия «Мортеплотехни-ка» США Lockheed Martin Tactical Defence Systems Китай CMTIEC Франция GIE MilasГод принятия на

Из книги Отечественное ракетное оружие автора Первов Михаил Андреевич

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ БОРЬБЫ Подводные силы после второй мировой войны претерпели принципиальные качественные изменения. Подводные лодки превратились из ныряющих в подлинно подводные корабли, автономность, глубина погружения, скорость и дальность

Из книги Отечественные противотанковые комплексы автора Ангельский Ростислав Дмитриевич

СУХОПУТНЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Р-101Р -101 (Р-102)Опытная зенитная управляемая ракета. Оснащена ЖРД. Разрабатывалась во второй половине 40-х гг. в НИИ-88 на основе немецкой трофейной зенитной ракеты "Вассерфаль". Испытания проходили в 1948 г. Главный конструктор – Евгений

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

МОРСКИЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В-753" ВОЛХОВ" М-2. В-753 (13ДМ) Опытный морской зенитный ракетный комплекс М-2 с двухступенчатой управляемой ракетой, оснащенной маршевым ЖРД и стартовым РДТТ. Создан на основе сухопутного ЗРК С-75. Разработчик комплекса – ЦКБ

Из книги Авиация в локальных войнах автора Бабич В. К.

ПЕРЕНОСНЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ "Игла" (фото из журнала "Военный Парад") "Стрела-2" "Стрела-2М""СТРЕЛА-2" 9К32. 9М32 Переносной зенитный ракетный комплекс 9К32 с твердотопливной малогабаритной управляемой ракетой. Первый отечественный переносной ЗРК. Предназначен

Из книги Электронные самоделки автора Кашкаров А. П.

ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ А. В-1000Опытная (полигонная) система противоракетной обороны "А" с противоракетой В-1000. Первая отечественная система ПРО. Была развернута на полигоне Сары-Шаган. Обеспечивала поражение одной моноблочной баллистической ракеты средней дальности.

Из книги Металл Века автора Николаев Григорий Ильич

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ «Фагот» Принятый на вооружение в 1963 г. противотанковый комплекс «Малютка» в основном отвечал требованиям войск и в дальнейшем положительно зарекомендовал себя как эффективное оружие в ходе локальных войн. Тем не менее, и

Из книги Эволюция противолодочных систем отечественных кораблей автора Карякин Леонид

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ В середине восьмидесятых годов наряду с работами по модернизации ранее созданных противотанковых комплексов, направленными в основном на обеспечение возможности поражения современных целей с повышенной

Из книги автора

Подвижные ракетные и артиллерийские комплексы Первая пусковая установка Бр-264 для монтажа на автомобильном шасси была создана в ОКБ завода «Баррикады» в сентябре 1961 года и входила в состав опытного ОТРК 9К71 «Темп» с твердотопливной ракетой 9М71, который разрабатывался с

Из книги автора

3. В борьбе за выживаемость В локальных войнах, как отмечалось, выживаемость оценивалась зарубежными специалистами по уровню потерь - отношению числа сбитых самолетов к количеству произведенных самолето-вылетов. Например, уровень потерь тактической эскадрильи,

Из книги автора

4.8.2. Эффективные приемы при борьбе с помехами В борьбе с шумами, идущими по линии питания, лучше всего комбинировать линейные РЧ-фильтры и подавители переходных процессов в линии переменного тока. Этим способом можно добиться ослабления помех на 60 дБ при частотах до

Из книги автора

Глава 1. В БОРЬБЕ С КОРРОЗИЕЙ БИЧ МЕТАЛЛОВ В мире нет ничего вечного - эту нехитрую истину все знают давно. То, что кажется навеки незыблемым - горы, гранитные глыбы, целые материки, - со временем разрушаются, рассыпаются в пыль, уходят под воду, проваливаются в глубины.

Из книги автора

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Как уже упоминалось, с появлением в 1950-х годах атомных подводных лодок потребовались новые системы вооружения, способные поражать подводные цели на большой дальности. В СССР работы в этом направлении были начаты согласно



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!